Тема влияния скейтбординга на фэшн-индустрию не обсуждает только ленивый. Но что именно заимствовала индустрия моды от разношёрстного стиля полумаргинальных пацанов на досках, никто, увы, не может объяснить. Мы решили разобраться, в чём же дело.

Сейчас трудно представить, но в начале 1990-х, до того как маститые бренды стали покрывать камуфляжем пиджаки и галстуки-бабочки, в Нью-Йорке не существовало ни одного скейт-шопа. Небольшая команда скейтеров, руководствуясь лишь соображениями практичности, одевалась в местных военторгах. Армейская одежда была практичной, стоила относительно недорого и, что важно, была достаточно прочной. Потом уже подтянулась история про агрессивный месседж, который несёт в себе камуфляж и «выживание в городских джунглях», в которых на самом деле было достаточно холодно, а ветер и дождь существуют в порядке нормы. Штаны между делом затягивали на ремень-стропу, а сейчас его уже никто кроме IT-гиков не носит.

Не то чтобы именно скейтеры придумали носить тэнктопы и спортивные джерси вместе со штанами, но по крайней мере они популяризировали этот тренд. Ключевой момент в том, что кататься в шортах не так уж удобно, штаны обеспечивают хотя бы минимальную защиту коленям и голени. Но на Восточном побережье летом не то чтобы жарко, а скорее душно, поэтому скейтеры предпочитали одежду без рукавов — обычные белые майки, которая к тому же легко помещались в кармане, если погода становилась совсем невыносимой. Что касается джерси, скейтбординг не был спортом и в некотором смысле противопоставляя себя ему. Само собой парни, догадавшиеся первыми надеть джерси, огребли немало насмешек в свой адрес, но позже влияние хип-хопа на скейт-культуру усилилось и джерси перестали вызывать вопросы на негласном фейсконтроле. Именно одним из таких был Чэд Маска, который сделал стиль этот стиль особенно узнаваемым.

Как мир моды адаптирует культуру скейтбординга. Изображение № 1.

Задолго до того, как Эйсэп Роки намутил себе золотую капу во весь рот, скейтеры из 1990-х уже таскали фиксы по приколу. Особого смысла в этом не было, но даже сейчас одной из первых фоток по запросу в Google на скейтера Майка Йорка вылетает снэпшот с золотыми зубами.

Кроме прочего, скейтеры популяризировали бини — шапки в облипку, сделанные из цельного куска ткани треугольной формы, края которой либо сшивались, либо скреплялись кнопкой на макушке. Катались чаще всего ночью, поэтому в шапке должно было быть тепло, но не жарко. И раз уж заговорили о головных уборах, стоит признаться честно: снэпбэки всё же больше для понта, чем для активного катания. Поэтому в 1990-х скейтеры носили пятипанельки, которые сейчас уже находятся на закате второй волны собственной популярности. К этой же категории можно отнести и кепки-тракеры, но они особо не прижились либо ещё ожидают своего часа.

Роберт Гарсия, не самый известный в России, диджей, писатель, радиоведущий и просто игрок в стритбол, как-то заметил, что сникер-культура формировалась на стритбольных площадках, но на самом деле так было лишь отчасти. Скейтеров можно назвать одними из самых первых сникерхедов. В действительности, опуская стилистические и прочие нюансы, вся культура скейтеров была построена на досках и кроссовках — двух атрибутах, необходимых для катания. К тому же, во время интенсивного катания максимальный срок жизни тапок составлял три-четыре месяца, а значит, скейтеры постоянно искали новую обувь.

Несмотря на то что скейтбординг полностью абстрагировался от понятия спорта, в скейт-шопах и первых офисах обувных компаний кипели идеи модификации кроссовок. Так подошва на тапках стала плоской, на сгибе пальцев ноги появились уплотненные элементы, дабы укрепить одну из самых изнашиваемых частей. Влияние носило также обратный эффект — Стив Ван Дорен как-то упомянул в книге Stories of Sole, как однажды он шёл по улице и увидел скейтера, рисующего маркером шашки на своих белых кроссовках, и понял сразу, какой будет следующая модель Vans.

В завершение: не стоит забывать, что всеми обожаемый бренд Supreme когда-то тоже был просто скейт-шопом. На фоне многочисленных коллабов с крупными дизайнерскими домами и шумных судебных разбирательств этот момент немного затёрся. Так затёрся, что немногие даже в курсе, кто такой Джейсон Дилл. Тем более, вспоминая одно из интервью с Нилом Нисоном, создателем журнала Kingpin: с выходом игры Tony Hawk’s Proskater, мир окончательно разделился на тех, кто катается, и тех, кто хочет выглядеть как скейтер.