Хотя музыка вряд ли может считаться одним из важнейших компонентов хорошего секса (хотя бы потому, что хороший секс вполне может быть лишен любого саундтрека), она безусловно важна: правильно подобранное музыкальное сопровождение вряд ли добавляет градуса физическому удовольствию, но наставляет на подходящий путь развития сексуального акта.

Романтичный, медленный секс с длинной прелюдией и последующими ласками, например, словно сам по себе получается под какую-нибудь непритязательно легкую гитарную музыку; драматичный, многократно резко меняющий свою структуру секс отлично идет под что-то холодное, возможно электронное; проникновенный, провоцирующий партнеров будто срастаться друг с другом секс — вотчина балладной афроамериканской, притягивающей, притягательной и обладающий скрытым медленным грувом музыки; черная же опорно-двигательная музыка моментально превращает любой секс в торжество похоти и заставляет кожу гореть от любых прикосновений — и так далее, и тому подобное.

Музыка для занятий любовью может быть любой — ее только нужно уметь выбирать к подходящему случаю. Что, в общем-то, не очень сложно: нужно только оценить собственные силы, правильно понять желания и мысли партнера и включить немного фантазии. Правильный мужчина должен уметь это делать — это довольно давно известно и понятно очень и очень многим.

 

История саундтреков к порнофильмам

В этом плане тем более удивительно, что главному симулякру секса в человеческой истории — порнографии — никогда не везло с музыкой. Существовавшая по четко выстроенным канонам эпох, порноиндустрия всегда стремилась к некоему единому музыкальному стандарту — и чаще всего этот стандарт оказывался ужасен. Неважно, какое порно вам нравится — отполированное до блеска современное мейнстримовое порно, набирающее все большую моду хипстерское порно, обезоруживающая своей устаревшей фантастической романтикой классика 1980-х или кажущиеся по прошествии лет настоящими дереликтами фильмы 1970-х — везде в большинстве случаев саундтрек окажется совершенно неуместным, Может быть, смешным, может быть, странным, может, абсолютно идиотским — но в любом случае совершенно не вставляющим. Ни хорошо помастурбировать, ни тем более потрахаться, вслушиваясь в порносаундтреки, практически невозможно (хотя если вы, занимаясь сексом, пытаетесь расслышать музыку из играющего фоном порнофильма — у вас, наверное, проблемы).

 

  

Продюсеры порнографии предупреждают сочиняющих саундтреки людей: «Не делайте музыку слишком интересной».

  

 

Понятно, почему так обстоит дело. Эрик Янссен, профессор психологии Института имени Кинси по изучению секса, гендера и репродукции при Университете Индианы, в одной из своих статей поясняет, что, хотя исследования по природе интереса к порнографии все еще находятся на зачаточном этапе, уже сейчас ясно, что для подавляющего большинства зрителей порнографии главнейшую роль играют визуальные образы. С таким подходом музыка становится всего лишь абсолютно не важным дополнением к действию на экране. В этом плане интересен взгляд на порносаундтреки изнутри индустрии: несмотря на существующие доказательства того, что порнография — это в первую очередь визуальные образы, порнографы очень неохотно идут на эксперименты со звуковой составляющей.

9 песен: Краткая история музыки в порнофильмах. Изображение № 1. 

The Lickerish Quartet

Так, если верить реплике музыканта и критика Дрю Дэниела, известного прежде всего по своей работе в экспериментально-электронном дуэте Matmos, продюсеры порнографии предупреждают сочиняющих саундтреки людей: «Не делайте музыку слишком интересной». По всей видимости, за вычетом некоторых исключений, производители порнографии считают, что слишком интересная музыка может отвлечь от самого главного — изображения сексуального акта. Идеальный порносаундтрек должен всего лишь задавать тон и темп происходящему на экране, а остальное второстепенно.

Это убеждение — «не нужно нам слишком интересной музыки!» — остается главенствующим при выборе музыкального сопровождения к порнографии уже 40 лет. Да, тот же Дэниел в своей заметке приводит пример интересной порномузыки: бешеное итало-диско «Heatstroke» в исполнении певца Мэна Пэрриша.

Но за исключением этой и еще десятка-другого песен (например, проникновенной, сделанной по лекалам женской фолк-музыки 1970-х — Джони Митчелл, Кэрол Кинг, Карли Саймон и т. д. и т. п. — баллады Линды Новембер «I'm Coming Home» из фильма «Дьявол в мисс Джонс») вряд ли можно вспомнить действительно выдающийся порносаундтрек. Единственное, что может действительно заинтересовать в исследовании «грязной» музыки, — так это ее постоянная привязанность к тому формату, к которому в разные времена тяготела порноиндустрия в общем.

 

Расцвет порно в 1970-х

Так, известно, что западные порнофильмы 1970-х — точка отсчета современной мейнстримовой порнографии — всегда были неразрывно связаны с феноменом эксплуатейшн-фильмов: и картины жанра «женщины в тюрьме», и малобюджетные криминальные боевики о жизни афроамериканцев, и «Глубокая глотка» или «Дебби уделывает Даллас» демонстрировались подчас в одних и тех же кинотеатрах и для одной и той же клиентуры.

 

«Глубокая глотка»

9 песен: Краткая история музыки в порнофильмах. Изображение № 2.

Порно еще не воспринималось как самостоятельный, отдельный жанр – оно было частью кино для любителей дешевых развлечений. Так и порносаундтреки того времени имели много общего с эксплуатейшном: они чаще всего оказывались вариацией на доминантный для такого кино музыкальный жанр — седативный, наполненный покрякивающей гитарой и сахарными струнами фанк. Но если для того же блэксплуатейшна саундтреки зачастую писали люди совершенно выдающиеся (Айзек Хейз и Кертис Мэйфилд являются, безусловно, самыми главными примерами), то производители порно 1970-х все по той же причине малой значимости музыки для жанра предпочитали экономить и заказывать закадровые мелодии неизвестным и малооплачиваемым музыкантам, которые в большинстве случаев могли лишь создать дешевые пародии на грув звукового сопровождения к эксплуатационному кино.

 

«Дебби уделывает Даллас»

9 песен: Краткая история музыки в порнофильмах. Изображение № 3.

Существует масса компиляций порносаундтреков 1970-х годов, и даже, пожалуй, самая лучшая из них, «Getting Off! TheSeductiveSoundsof 70’sAdultCinema», представляет скорее ознакомительный интерес, чем может послужить в качестве действительно занятной музыки для повседневного прослушивания. Такая музыка может быть интересна, возможно, лишь коллекционерам виниловых редкостей и ищущим материал для семплов битмейкерам — всем остальным же лучше сначала послушать все сотни тысяч саундтреков Роя Айерса к блэксплуатейшн-хитам 1970-х.

Немногим лучше обстояло дело и в европейском порно тех лет. К примеру, в пропитанных романской фантазией, созданных по образу и подобию психоделических трипов и граничащих местами с практически неприкрытой порнографией эротических фильмах Хесуса Франко порой звучит действительно необычная музыка немецких кустарных композиторов Манфреда Хюблера и Зигфрида Шваба – но тут роль скорее играет сама необычность визуальной формы, несвойственная жанру и поэтому располагающая в том числе и к звуковым экспериментам.

 

1980-е, 1990-е и XXI век

В 1980-х американское порно практически полностью перешло в VHS-формат. Порнограф и крупный историк жанра Сэм Бенджамин в своем интервью диджею радиостанции WFMU Марку Аллену рассказывает, что суть порнографии в связи с такой сменой медиума драматически изменилась: порно перешло из разряда дешевых развлечений в разряд превосходного оружия для личной сексуальной сублимации, стало гораздо более неестественным, неживым и, позволю процитировать Бенджамина напрямую, «одиноким». В результате в жанре сменился и превалирующий стиль музыкального сопровождения: неумелый буйный гитарный фанк уступил место свойственным и до сих пор ассоциирующимся с эпохой домашнего видео аморфным синтезаторным подложкам. Производить музыку на заказ к фильмам, в музыке особенно не нуждающимся, стало куда дешевле — и ее качество предсказуемо ухудшилось.

 

  

Порно перешло из разряда дешевых развлечений в разряд превосходного оружия для личной сексуальной сублимации.

  

 

В том же интервью Бенджамин приводит некоторые свои любимые примеры порносаундтреков 1980-х, миксы порномузыки того времени можно с легкостью найти и на YouTube — и все они практически ничем эстетически не отличаются от популярного нью-эйджа той эпохи (вроде пластинок греческого композитора Янни) или легкого джаза а-ля Кенни Джи, но качественно — по своей композиционной продуманности, подходу к записи и даже (в той степени, в которой об этом можно говорить) мелодически — значительно им проигрывают.

Порно 1990-х стало куда больше ориентировано на конкретные стилистические ниши, но порномузыка этого деления практически не признала: большинство порносаундтреко продолжило тренд на электронные или легковесные джазовые мелодии. Афроамериканское порно, в то десятилетие сформировавшееся в отдельный феномен, предпочитало такой музыке дешевенькие хип-хоповые биты; музыкальные жанры вроде майами-бейса или гетто-хауса, основной текстовый контент которых можно легко отнести к порнографии, оказывались востребованными практически исключительно в аудиоварианте. Чем дальше, тем, вроде бы, хуже: сейчас подавляющее большинство снимающих студийные фильмы порнографов предпочитает лицензировать музыку из различных звуковых библиотек, тем самым лишая ее последнего намека на некую идентичность; а любительское или гонзо-порно, ставшее в силу своей легкой доступности невероятно популярным, вообще часто обходится без саундтрека.

 


  

Актрисы все равно по большей части трахаются под музыку,
на описание которой даже
не хочется тратить слов.

 

 

Достаточно взглянуть на список победителей последних лет в номинации «Лучший саундтрек» одной из крупнейших профессиональных премий порноиндустрии AVN Awards, чтобы убедиться, что в порно нулевых осмыслился жанр киномузыкальных пародий (есть, например, фильм This Ain't Glee XXX, понятно что пародирующий). Но такие пародии, во-первых, составляют ничтожно малую часть рынка порнографии, а, во-вторых, музыка в них играет совершенно не сопроводительную роль.

9 песен: Краткая история музыки в порнофильмах. Изображение № 4.

This Ain't Glee XXX

Блестяще раскрывший феномен жанра хипстер-порно в годовалой давности материале российского GQ коллега Биргер не упоминает о музыке к этой новой разновидности порнопродукции — видимо, потому, что и о ней говорить нечего. Казалось бы, именно хипстер-порно, хотя бы в силу первой части своего названия, должно ставить акцент на необычный, отличающийся от основной массы порнографии, интересный аудиоматериал, но, посмотрев на специализированных сайтах сцены с главными лицами жанра, например Стои или Энди ван Дим, довольно легко убедиться в обратном: привлекающие главным образом нестандартностью своего типажа актрисы все равно по большей части трахаются под музыку, на описание которой даже не хочется тратить слов. Бывают, впрочем, и здесь немногочисленные исключения: саундтреком к позапрошлогодней порно-гей-драме режиссера Трэвиса Моррисона I Want Your Love звучат Chromatics, Desire и другая продукция лейбла Italians Do It Better.

9 песен: Краткая история музыки в порнофильмах. Изображение № 5.

Stoya

Так было, так есть и так будет всегда: пока вдруг случайно на свете не отыщутся создающие в домашних условиях музыку композиторы, способные совместить ее с массовым порно, пока богатые порностудии предпочитают экономить на саундтреках, пока порно будет — как, по всей видимости, сейчас, в 2013-то году — все еще считаться низким, недостойным хорошего музыканта жанром, порномузыка будет пребывать в состоянии абсолютной стагнации. Идея того, что музыка может не только сопровождать, но и дополнять визуальный ряд для большинства порнодеятелей остается совершенно непонятной, поэтому вперед, чувак, дрочи под бит из Garage Band.

 

5 музыкантов, чье творчество хорошо смотрелось бы в современном порно

 

Clams Casino

Один из главных продюсеров современного хип-хопа в своих битах умеет сочетать свойственные жанру агрессию и вкрадчивость с психоделической фантастичностью, в которой легко можно расслышать эротизм и сексуальную суггестивность — что делает его отличным кандидатом для озвучивания практически всего хипстерского порно в мире.

 

Dam-Funk

А это уже для богатого, хорошо поставленного канонического порно со стриптизом и отсутствием ярко выраженной сюжетной линии: техногенная музыка Dam-Funk явно следует сексуальности Принса или раннего электро, что глупо не использовать в контексте порнофильмов.

 

A Place to Bury Strangers

Одна из самых мощных и ненатужных нойз-роковых групп в мире делает, на первый взгляд, музыку мрачную и совсем не имеющую отношения к сексу. Но гитарный шум, вращающийся вокруг механического, изредка взрывающегося бита, сам по себе несет флер ярко выраженной сексуальности. К различному жесткому порно A Place to Bury Strangers должны легко подойти.

 

Trust

Канадская синтипоп-группа поет в том числе и о сексуальных переживаниях молодого гея, да еще и музыку делает грязную и больную, как секс двух массивных мужиков в маленькой туалетной кабинке — самое то для гей-порно.

 

Odd Future

Самые заметные порнографы современной мейнстримовой музыки просто обязаны в итоге озвучить какую-нибудь гонзо-порнографию — удивительно, что никто еще не догадался об этом.