Как правило, мы стараемся рассказывать о путешествиях, которые подходят нам по одному из критериев, которые мы заранее определили для этой рубрики. Но в этот раз так вышло, что история нового героя рубрики подходит нам сразу по всем пунктам: чемпион мира по кайту поехал на мотоцикле в Исландию, чтобы покататься на сёрфе. Вау.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 1.

Петр Тюшкевич

27 лет, путешественник,
чемпион мира по кайтсёрфингу

Идея

Эту поездку мы с моим другом Егором планировали долго. Я знаю его с пяти лет, мы вместе ходили в школу, теперь вместе работаем, всегда любили путешествовать и заниматься экстремальными видами спорта. Нас связывает и большая любовь к мотоциклам, прошлым летом мы ездили на них по Европе, до этого — по Индонезии, но решили не останавливаться на этом и сделать что-то более интересное и необычное, забраться куда-то подальше. Главной идеей было именно доехать на своём мотоцикле (а не прилететь и брать напрокат) и отправиться туда, где можно покататься на сёрфе. А Исландия, несмотря на очень холодный климат, — это одно из лучших мест для сёрфинга, хотя и не очень популярное. В Исландии в принципе комфортно, только два месяца в году — в июле и августе, так что нам пришлось ждать год, чтобы отправиться в эту поездку. Не нужно забывать и о том, что нам предстояло проехать через всю страну на мотоциклах, что, конечно, сильно отличается от того, чтобы просто походить в пуховиках и шапках по городу или тем более перемещаться на автомобиле. Это путешествие было своеобразным вызовом: сможем ли мы сделать всё, что задумали, и продержимся ли до конца.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 2.

Километров преодолено

Время

три с половиной недели

Подготовка

Мы долго изучали маршрут, по которому собирались ехать, и, конечно, погодные условия, потому что мы понимали, что погода будет очень сильно меняться. Когда мы выезжали из Питера, было 35 градусов, а в Исландии было всего пять градусов тепла. Мы не могли брать с собой уж очень много вещей, потому что ехали на мотоциклах, но нам пришлось приделать багажники, в которые мы положили куртки, палатки, спальные мешки, посуду и всё, что нам могло понадобиться в дороге. Ещё мы прикрепили дополнительные канистры, потому что знали, что в Исландии не так много заправок, а у нас уже не раз бывали случаи, когда нам приходилось тащить мотоциклы на себе. Бензин всегда заканчивается в самый неподходящий момент. Очень важно было взять с собой правильную одежду: непродуваемые штаны, плащи, подходящую обувь, потому что бывало так, что мы ехали, например, пять дней, и все эти дни дождь не прекращался ни на мгновение. Ты не можешь остановиться и переждать его, ты просто принимаешь как факт, что тебе надо ехать под ливнем практически без остановок. У нас с собой были непромокаемые сумки, которые вообще предназначены для подводников, мы специально их заказывали в интернете. В итоге вещей получилось не так уж мало.

Швеция и Дания

Главным пунктом нашего путешествия, конечно, была Исландия, но нам всё-таки удалось провести некоторое время в Швеции и Дании. Наша поездка началась с парома, мы хотели максимально быстро уехать из России, потому что дорога по нашей стране обычно самая трудная и неприятная, культура вождения заметно отстаёт в сравнении с другими странами. Из Питера мы приплыли в Хельсинки и оттуда на другом пароме поплыли в Стокгольм. В Швеции мы провели два дня, за которые нам надо было успеть доехать до места, из которого отходил паром в Данию.

Паромы — отдельная тема, места на них мы бронировали заранее, летом невозможно приехать и купить билет перед отплытием. Копенгаген — это один из моих любимых городов. Мы там даже переночевали в отеле, хотя за три с лишним недели мы всего пару раз снимали номера, обычно спали в палатках. Летом там, конечно, очень много туристов, туда съезжаются кучи людей со всего мира, там правда есть на что посмотреть. В Швеции же нам повезло с погодой, мы долго ехали по живописному побережью и провели там некоторое время, купаясь и катаясь на сёрфах. В обеих странах очень красиво, но, в отличие от Исландии, датские и шведские пейзажи почти не меняются, поэтому люди, которые туда приезжают, остаются в одном и том же месте, не передвигаясь по стране. В Швеции многие говорили нам: «Какой смысл ехать в другое место, на другую часть побережья, если там всё будет так же?»

По Швеции мы ездили в одних футболках и думали, что тёплая одежда, которую мы набрали, нам не понадобится. Очень трудно было представить, что через пару дней езды на мотоцикле мы окажемся в месте, где температура воздуха +5 и идёт дождь со снегом. Холодать начало уже на севере Дании, там же мы сели на паром, который шёл в Исландию через Фарерские острова. 90 процентов людей, находившихся с нами на судне, были путешественники, которые отправлялись в настоящие экспедиции на каких-то старых машинах, набитых палатками, мешками и прочим для поездок. Было много мотоциклистов, у которых было с собой какое-то невероятное количество самых разных вещей и гаджетов. Мы со своими маленькими мотоциклами и небольшими мешками смотрелись, конечно, забавно, над нами все смеялись и шутили. Всё время, что мы плыли, все сидели кучками, рисовали карты, обсуждали маршруты. Мы-то саму карту купили вообще в последний день, покрутили её в руках, представили примерно, куда нам ехать, и всё.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 3.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 4.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 5.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 6.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 7.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 8.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 9.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 10.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 11.

Исландия: 700 километров в день

В первый же день нам надо было проехать с самого востока Исландии на юго-запад около 700 километров. В это время в той части страны были потрясающие волны, и нас уже ждали сёрферы, с которыми мы договорились встреться заранее. Мы приехали, увидели вокруг снега и поняли, что попали куда надо. Мы надели сразу всё, что у нас с собой было: трое подштанников, непродуваемые штаны, кофты, три куртки, шарф, шапку под шлем. Когда мы останавливались на заправках, люди над нами смеялись и говорили: «Как вы вообще можете двигаться в этом?»

Было много трудностей из-за погоды, но вокруг было настолько красиво, что я забывал обо всём. Природа меняется каждые 100 километров: лагуны, скалы, ледники, снега. Ты едешь сотни километров и не встречаешь вообще ни одного человека. 600 километров мы ехали около 13 часов, дались они нам очень тяжело, потому что почти сразу пошёл ливень, который сменялся градом и снегом. Последние 120 километров были просто вымучены, из-за начавшегося урагана мы смогли проехать их лишь за четыре часа, нас буквально сдувало с дороги. В такую погоду люди вообще из дома не выходят, о том, чтобы поехать через всю страну на мотоциклах, и речи быть не может. У нас не было ни сил, ни желания делать вообще хоть что-либо, поэтому мы остановились в отеле. Мы сидели и думали: зачем нам вообще всё это нужно? Куда мы приехали? Наверное, так тяжело нам не давалась ни одна поездка на мотоциклах. После этого мы всё время ждали подвоха. Наши коллеги, которые собирались тоже ездить на байках, переждали этот ураган, но у нас не было выбора — волны не ждут. Слава богу, что мы вообще доехали, потому что были моменты, когда мы хотели всё бросить посреди дороги и никуда не двигаться.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 12.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 13.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 14.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 15.

Волны, люди и киты

Утром мы поняли, что пути назад нет, что обратный паром будет только через неделю и, главное, что наша подготовка была не такой уж хорошей, как нам казалось раньше. Куртки наши сразу же промокли, дождевики не особо помогали и после нескольких часов езды начинали просто рваться. Мы надевали шерстяные носки, сверху мусорные мешки, потом ещё раз носки и мешки и только после этого обувь, иначе можно было промокнуть сразу же. К счастью, дальше всё стало налаживаться. После первого дня мы ехали на мотоциклах не больше четырёх часов в сутки, стараясь больше времени уделять природе и всему, что нас окружало. И потом нам везло и с погодой, дожди шли не больше получаса, так что можно было спокойно передвигаться. Мы успели на волны, на которые так спешили, приехали в школу Arctic Surfers, где нас очень тепло приняли. Второй и третий день в Исландии мы жили около Рейкьявика и всё время проводили на сёрфах. Я катался в разных условиях, но в такой холодной воде — впервые. Это поразительно, потому что сам ты в гидрокостюме, в специальных перчатках, а рядом с тобой плавают дельфины и пингвины. Там катаются только местные, и после холодной воды они залезают в горячие источники, которые находятся там же.

Мне кажется, в Исландии просто нельзя встретить неотзывчивых людей, их там нет. Все, кого мы встречали, были готовы нам помочь, нам часто давали советы, по какой дороге лучше поехать, где увидеть что-то необычное, в каком месте не будет дождя. Много раз бывало так, что мы спрашивали у них маршрут и называли какие-то исландские названия, которые невозможно произнести, и нас не понимали. Помните, в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» был эпизод, где герой не мог правильно сказать название? Они просто невыговариваемые.

В Исландии такая переменчивая погода, что жизнь всего населения зависит от прогнозов, так что ребята из школы сёрфинга посоветовали нам ехать через север, чтобы не попасть опять в жуткие циклоны. И действительно почти всё время, что мы ехали, светило солнце. Все кемпинги в Исландии были невероятно крутые, потому что когда ты останавливаешься в таких красивых местах и можешь подольше ими насладиться — это, конечно, непередаваемые ощущения. Ты сначала купаешься в ледяной воде, потом бежишь в горячий источник, возвращаешься к своей палатке с костром, и всё это на фоне гор и водопадов. И там совсем нет людей, есть только ты, пара палаток и места, которые выглядят так, что дух захватывает. Вообще, когда вокруг никого, всё выглядит совершенно по-другому, в Исландии мы смогли в этом убедиться.

На следующее утро мы сели на байки и поехали на рафтинг. Это ледяная река, текущая с вершин гор. Лодку нам приходилось время от времени тащить на себе, потому что мы просто не могли пройти на ней по скалам. После мы поехали в небольшую деревню смотреть на дельфинов и китов. Причём здесь и не нужно уходить далеко от берега или долго ждать, пока они появятся. Первый кит появился буквально через десять минут. Это какое-то нереальное зрелище: наш маленький баркас 1970-х годов с кучей туристов среди открытого моря — и вокруг прыгают дельфины и показывают хвосты киты. Нам удалось даже увидеть самого большого кита в мире. Посмотреть на синего кита (которому нужно полминуты, чтобы целиком вынырнуть из воды) вживую — это абсолютно непередаваемо. В конце такого тура все желающие ловят рыбу, и она клюет просто через мгновение. Правда, проходит не больше десяти секунд — и ты поймал рыбу. Мы шутили, что кто-то внизу специально насаживает её на крючки.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 16.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 17.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 18.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 19.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 20.

Как мы проехали всю Европу на мотоциклах, чтобы посёрфить у берегов Исландии. Изображение № 21.

Итог

Пока едешь, видишь столько всего красивого вокруг, но не можешь сказать об этом сразу другу, поэтому думаешь: сейчас мы остановимся, и я обязательно ему расскажу, а потом ты об этом забываешь и вспоминаешь, когда до следующей остановки ещё несколько сот километров. За три недели мы, конечно, устали. Когда мы приехали домой, все спрашивали: «Ну как отдохнули?», но я не могу сказать, что мы съездили отдохнуть. Это путешествие действительно повлияло на нас. Мы поняли, как готовиться к таким погодным условиям, какое оборудование с собой брать. После таких путешествий ты приезжаешь настолько вдохновлённым, что, кажется, способен на всё. Сидя на месте, таких эмоций никогда не испытаешь, это абсолютно точно.