FURFUR продолжает публиковать рассказы путешественников, которые выбирают неожиданные маршруты, необычные способы передвижения и бесстрашно едут навстречу приключениям. Герой этого выпуска — Александр Сапов, который в компании друзей на мотоциклах покорил горные дороги Гималаев.

Александр Сапов

предприниматель, путешественник

«Я думал, что умер и попал в рай»: Как я поднялся в Гималаи на мотоцикле. Изображение № 1.

Идея

Этой зимой я уехал жить в Индию, просто потому что не очень хотел проводить время в российском холоде. В южной части Индии, где я находился, была жара, и я уехал в Гималаи. Какое-то время жил и путешествовал там. Об этой дороге все говорили как об одном из чудес Индии и достижении, которое любой мотоциклист считает абсолютной мечтой и высшей точкой спортивной карьеры. Я слушал эти рассказы и думал, что они сильно преувеличены. Сразу же отправиться её покорять я не мог — дорога была закрыта. Поэтому мы с моими ближайшими друзьями запланировали поездку на начало июня. Как только начался сезон, мы прилетели в Дели, оттуда доехали до Шимлы и дальше до Малого Тибета на двух колесах.

Основной маршрут проходил между городом Манали, неофициальным центром туризма в Индии, и городом Лехом, столицей региона Ладакх. Долина в Ладакхе — изолированное плато на высоте 3000 метров, отрезанное от остальной Индии Гималаями. Сейчас эту территорию называют Малым Тибетом. Несмотря на то что формально он находится в мусульманском штате Кашмир, на территории Индии, живут там в основном тибетцы. Там тибетская культура, буддизм, крупнейшие монастыри и медитационные центры.

Дорога, по которой мы ехали, выбрана не случайно: это самая высокая в мире дорога, пригодная для путешествия на автомобилях и мотоциклах. Выше только горные тропы, по которым можно проехать на лошадях и ослах. Дорога входит в топ-5 трасс мира по уровню смертности, и понятно почему: по пути видны последствия оползней, вмёрзшие в лёд или заваленные снегом автомобили.

На дороге три перевала высотой 4200, 5100 и 5500 метров над уровнем моря. На такой высоте практически всё время зима, так что дорога открывается для транспорта всего на два с половиной летних месяца. Даже в середине июня большая часть дороги проходила в снегах, озёра ещё были подо льдом, горные реки только-только начали размерзать. В общем, это было зимнее путешествие, хоть проходило оно в Индии летом.

Общий маршрут у нас был чуть более протяжённым — мы стартовали в Шимле, столице штата Химачал-Прадеш, на территории которого проходит начало дороги. В общей сложности на мотоциклах мы преодолели 800 километров, из них по горной дороге — 485. Как правило, за день на мотоцикле проезжаешь по 300–400 километров. Мы выезжали рано утром, останавливались к ночи, когда оставались совсем без сил, и проехали эти 480 километров за три дня.

«Я думал, что умер и попал в рай»: Как я поднялся в Гималаи на мотоцикле. Изображение № 2.

Подготовка

Впервые я сел на мотоцикл в конце прошлого года. До этого занимался парусным спортом, ходил по Белому морю, но это был скорее туризм, хоть и с внушительным километражем. А вот мотопутешествие — это уже спортивное достижение. Это довольно тяжёлое мероприятие, требующее выдержки, мастерства, силы, смелости, которое вознаграждается созерцанием такой красоты, которую ты больше нигде на планете не увидишь.

Профессиональных мотоциклистов среди нас не было. Мы проехали расстояние в большей степени на кураже, чем на мастерстве. У одного из участников похода был только опыт мотошколы, куда он специально поступил перед тем, как поехать, и в полевых условиях ни разу не сидел на мотоцикле. В общем, наш успех скорее связан с тем, что психологический настрой группы был правильным.

Физическая подготовка не так важна: нужно только купить всё необходимое и убедиться, что с мотоциклом всё в порядке. Список вещей такой же, как и для любого похода: тёплая, непромокаемая одежда и обувь, дождевик, еда, аптечка, специфические штуки для мотоцикла вроде запасных камер, ключей, гаек, свечей и масла. Обязательно нужны хорошие шлемы. Без падений эту трассу проехать практически нереально, если вы по ней не ездили 15 раз. Ещё рекомендую брать с собой таблетки от горной болезни. Многие берут с собой кислородный баллон, который может пригодиться на большой высоте. Из-за одновременной нехватки кислорода, резкого понижения температуры и давления бывает помутнение рассудка, замедленная реакция, можно уснуть за рулём.

На трассе нет заправок или иной возможности приобрести бензин, поэтому при снаряжении мотоциклов топливо везёшь на себе, в специальных контейнерах. Крепится это всё таким образом, чтобы при тряске на бездорожье не вызвать искру и не взорваться.

Кроме шлема, специально привозить что-либо из Москвы не нужно. Более того, на месте есть инфраструктура, созданная специально для желающих покорить Гималаи. Один и тот же человек может взять вам в аренду мотоцикл, купить всё необходимое в поход, проконсультировать, рассказать, где можно остановиться на ночь. Они заинтересованы в том, чтобы ты доехал и доехал хорошо, поэтому можно не переживать за качество услуг.

Мы ничего не боялись. Единственное опасение было в том, что трасса оказалась недостаточно крутой, но оно не подтвердилось. Мы потом обсуждали с ребятами, и все сказали, что никто из нас и близко ничего подобного не видел. Хотя все путешествовали довольно много, жили в разных странах.

«Я думал, что умер и попал в рай»: Как я поднялся в Гималаи на мотоцикле. Изображение № 4.

Старт

6 июня в семь часов утра мы приземлились в Дели. Там сняли такси и доехали до Шимлы. Связались с местной конторой по аренде мотоциклов, нам их подогнали, мы их протестировали, переночевали и выехали в город Манди, заодно обкатывая по достаточно хорошей трассе байки и привыкая к специфике. Из той техники, что была у прокатчика, проехать трассу можно только на знаменитых индийских мотоциклах Royal Enfield. Больше ничего в таких условиях не работает, техника просто не выживает. А «Энфилд» практически не менялся с 1930-х годов и совсем не менялся с 1960-х. Очень олдскульная модель, тяжёлая и удобная. Нужно время, чтобы привыкнуть к нему, даже если есть мотоциклетный опыт на современных байках.

Первый перевал

Первый день достаточно тяжёлый, дорога на этом участке практически без асфальта. Есть участки, которые похожи на тоннели из снега, разве что крыши нет. Снег намного выше человеческого роста, а под ногами нет асфальта, поэтому на первый перегон длиной в 100 километров, между горным Манали и равниной города Кейлонг, у нас ушёл день. Ночью ехать нельзя, потому что там, естественно, нет никакого освещения, но есть много всяких сюрпризов. Как-то я выехал из-за поворота и чуть не столкнулся с вмёрзшим в снежную стену трактором, а мой друг буквально уронил в пропасть мотоцикл при попытке обогнать бензовоз на крутом повороте. Мотоцикл мы достали и поехали дальше.

За счёт перепада высот и скорости передвижения можно за пару часов побывать в различных климатах, соответствующих всем временам года: ехать по летнему пейзажу в футболке, а спустя небольшое время — полностью укутанным мчаться среди сугробов и льда.

Некоторая часть пути проходит по дну горных рек: дорога соединяется с потоком воды. Мы ехали по колено в воде, прыгая на мотоцикле по камням и гальке, что больше напоминает полёт, а не езду. Мотоцикл становится практически неуправляемым, справа скала, слева — обрыв, и ты несёшься вниз, перепрыгивая колёсами с камня на камень и балансируя, чтобы остаться в русле этой реки-дороги.

Ночевали в гестхаусе, в замечательной буддисткой идиллической долине.

«Я думал, что умер и попал в рай»: Как я поднялся в Гималаи на мотоцикле. Изображение № 6.

Второй перевал

После этого начинается полный хардкор: снег, холод, вокруг ни души. Началась горная болезнь, постоянно хотелось спать, было ощущение неприятного лёгкого опьянения. Не могу сказать, что это представляло какую-то угрозу для жизни, но это было достаточно тяжело. Стартуешь из долины, где ничего нет, и приезжаешь в долину, где тоже ничего нет, буквально одна палатка на горе. При этом на передвижение тратится большое количество сил, а проезжаешь всего 100 километров. Но красота вокруг невероятная, и это, конечно, всё искупает.

Остановились в военном лагере Сарчу, точнее, в палаточном городке на его территории. Палатки ставят для дальнобойщиков, которые возят провизию в изолированный город Лех на вершине Гималаев. В окрестностях военного лагеря не работает никакая связь, об интернете и речь не идёт. Поскольку Кашмир — спорная территория между Индией и Пакистаном, то этот регион целиком находится под контролем военных. Вся инфраструктура — гражданский придаток к большому военному лагерю. Находится он на высоте 4000 метров, и там симптоматика горной болезни стала очевидной для всех.

На подъезде к Сарчу буквально перед нами сломался единственный мост, пересекающий реку, и местные жители наспех латали его проволокой и железными листами. Всё это время кто-нибудь из скопившейся перед мостом колонны автомобилей, грузовиков и бензовозов, теряя терпение, пытался переехать по этому мосту. Один из таких водителей оказался пьян в доску. Всех спас военный, который успел запрыгнуть к нему в кабину, вышвырнуть его с сиденья и остановить автомобиль в метре от пропасти.

Ночевали в спартанских условиях: палатка, омлет, кофе и сон под пятью одеялами. Палатку сдавала пожилая тибетская женщина. После наступления темноты она стояла внутри у окна и отгоняла злых духов.

Последний перевал

Третий день — самый красивый и самый лёгкий, щедрое вознаграждение за все муки. Непередаваемая, изумительной красоты дорога протяжённостью 250 километров. В этот день мы преодолели самую высокую точку маршрута — Танглангла, 5500 или 5300 метров над уровнем моря, невероятная высота. После этого открылась ровная пустая красивая дорога. Мы спокойно проехали 250 оставшихся километров. Никого нет вокруг, разве что пара бензовозов встречается на всём пути. Я ехал и думал, что умер и попал в рай или это сон, ничего сопоставимого испытать невозможно.

Последняя часть дороги (Панг-Ле) проходит на высоте более четырёх километров по пустынному плато. Около 70 километров мы ехали под градом, по безжизненной пустыне, где нет никакой растительности, людей и животных.

В зимнее время, когда дорога закрыта, никакой связи с Лехом нет. Там живут обычные тибетцы, которые ведут натуральное хозяйство, с деревянными домами и ручными промыслами. Летом они принимают туристов, а зимой живут на то, что регион зарабатывает, и ткут шали из шерсти яков.

Мы были достаточно хорошо экипированы, поэтому холодно так, чтобы это было дискомфортно, было только на последнем перевале. В остальном всё, как в любом походе. В первый день останавливались часто, с непривычки, а к третьему — минимум остановок, две или три, чтобы поесть, выпить чаю и съесть шоколадку, осмотреть байки и перегруппироваться.

«Я думал, что умер и попал в рай»: Как я поднялся в Гималаи на мотоцикле. Изображение № 8.

Итог

Сейчас, когда я пересматриваю фотографии, мне не верится, что это произошло со мной. Это не только спортивное достижение, это опыт, очень сильно расширяющий мировосприятие. Полезно делать вещи, на которые мало кто способен. А когда с тобой друзья — ещё и весело. Я не знаю, как ребята, но я бы ещё поездил. Я начал смотреть на мир по-другому: теперь я знаю, что самый хардкор я уже проехал и всё остальное будет проще. Очень хочу проехать по трассе Каракорум — Синьцзян, ведущей из Пакистана в Китай. Сейчас изучаю австралийские трассы, южноамериканские, российские. Судя по описанию и фотографиям, это будет чистый фан после того, что мы пережили. Когда ты сразу делаешь что-то очень сложное, всё остальное кажется посильным.