Я решил продолжить тему, начатую мною в прошлой статье. Нет, не тему часов (эта история просто бесконечна, если интересуетесь — обращайтесь лично), а тему правильных мужских аксессуаров. 

Что значит «правильных»? Объясню: я придерживаюсь мнения, что любой мужской аксессуар должен нести функциональную нагрузку, хотя бы минимальную, так как украшения в чистом виде смотрятся на мужчине несколько странно по моему мнению. Согласен, что это утверждение спорно, с другой стороны — ведь приятно, когда вещь не только красива, но и полезна в той или иной степени. А что ещё (помимо часов и телефона) можно считать функционально-оправданным мужским аксессуаром?

Точно таким же вопросом задался несколько лет назад швейцарец Роланд Итен. Получив образования фотографа и дизайнера-графика, он успел поработать в Германии и в США. А затем опять пошёл учиться, теперь уже на «промышленный дизайн». Швейцарцу, да ещё и дизайнеру, казалось бы, прямая дорога в часовой бизнес. И это действительно так. Однако, Роланд справедливо рассудил, что с первых шагов в часовую индуcтрию ему придётся конкурировать с сотнями, если не с тысячами, таких же талантливых и целеустремлённых соотечественников (и с немалым количеством часовщиков-нешвейцарцев). Роланд решился на смелый поступок — не играть на чужом поле, а создать свою собственную нишу — нишу ультралюксовых механических аксессуаров для сильного пола. 

«Что же это такое?» — спросите вы. 

«Что же это такое?» — спросил себя я, когда впервые это увидел. 

Сразу бросилась в глаза часовая эстетика, отличные материалы, высокий уровень отделки. Перед глазами был бесспорно механизм и бесспорно предмет категории «люкс». Когда я узнал, что это, я был весьма удивлён — Роланд Итен создал... супернавороченную пряжку для ремня! К созданию этого механизма, состоящего из сотни с лишним деталей, автор подошёл действительно «по-часовому» — всё идеально подогнано, а материалы, повторюсь, из арсенала часовщиков и ювелиров — золото, титан, сталь и, иногда, драгоценные камни. 

«Фишка» такой пряжки, помимо вышеперечисленных достоинств, в том, что, благодаря запатентованной кинематической схеме, можно лёгким движением руки ослабить ремень на одно деление, а затем так же непринуждённо вернуть его в исходное положение. Достоинство, возможно, спорное, однако, игрушка удалась на славу. Марка Roland Iten вышла на рынок за пару лет до мирового кризиса, поэтому успела завоевать определённое количество поклонников. Конечно, вещь далеко не первой необходимости ценой от 9000 евро могли себе позволить либо настоящие ценители механики во всех её проявлениях, либо просто богатые люди, имеющие тягу ко всему новому и модному. Не знаю к какой категории отнести Сильвестра Сталлоне, но он уже давно и явно не без удовольствия поменял свой кино-чемпионский пояс на точную механику Roland Iten.

Что касается самого Роланда Итена, то он, не желая почивать на лаврах, создал ещё несколько модификаций своей пряжки, а также парочку занятных предметов, не имеющих прямого отношения к процессу поддержания штанов на должном уровне. Например, credit card dispenser — это такой кейсик для кредитных карт, оснащённый механизмом фиксированного выброса. Этот же механизм убирает карты обратно внутрь. Анодированный алюминий, золото, интеллигентный дизайн. Ещё один аксессуарчик на грани разумного — золотые наконечники для шнурков. В принципе, аксессуары для обуви — тема актуальная, особенно в топовом сегменте street wear, однако, золото на шнурках — это смело, ничего не скажешь. Присутствуют в коллекции Roland Iten и запонки, тоже с небольшим механическим секретом.

1-2. Сard dispenser, Roland Iten 3-4. Золотые наконечники для шнурков, Roland Iten 5-6. Подарочный набор от Roland Iten

Как я уже говорил, Роланд Итен фактически создал новую рыночную нишу — не просто престижных и дорогих мужских аксессуаров (такие есть у каждой уважающей себя компании в сегменте «luxury»), но аксессуаров, основанных на умной механике. Расчёт был на то, что любой мужчина — это большой ребёнок, и не захотеть такую игрушку он просто не сможет. Сработало.

В этой же области себя попробовал и Пьер Нобс, создатель часовой марки VENTURA. В период временного банкротства своего основного детища Пьер создал марку Precilux, основу ассортимента которой составили тоже ремни. Точнее, варианты пряжки, разработанной Пьером с учётом опыта работы в часовом бизнесе. Технически намного более простая чем у Итена, но тоже по-часовому качественно собранная и обработанная система предлагается за вполне подъёмные 300-500 евро. Дизайн — в стиле VENTURA.

Что ещё, помимо часов и ремня, мужчине не зазорно иметь в качестве аксессуара? Возможно, кому-то мои слова покажутся странными, но я скажу, что это — нож. Да-да, именно нож. Скорее всего, складной (в городе с ним удобнее). Но давайте обо всём по порядку.

Прежде всего, хочу сказать, что в рамках данной статьи я рассматриваю нож исключительно как механический аксессуар, который имеет ряд хозяйственно-бытовых практических качеств. Вопросы самообороны с помощью ножа мы обсуждать не будем. Хотя, как говорил герой Кристиана Слейтера в фильме «True Romance»: «Лучше иметь пистолет и не нуждаться в нём, чем нуждаться в нём и не иметь его». Эти слова справедливы и для ножа, только в отличие от пистолета, нож способен помочь во многих жизненных ситуациях, никак не связаных с угрозой собственному здоровью. Нож — инструмент мирный. Он очень интересен как объект приложения дизайнерской мысли.

Конечно, в ноже-инструменте важнее всего сталь (изредка другой материал) из которого изготовлен клинок. Экскурс в металловедение я не планировал, поэтому скажу лишь, что клинки изготовленные из разных сталей отличаются друг от друга режущими свойствами, способностью держать заточку, коррозионной стойкостью. Самые популярные стали в основном из Японии и США, но свои стали есть и во многих других странах, как и кузнецы-оружейники.

Ножи бывают с фиксированным клинком (нескладные), складные (открываются и закрываются одной или двумя руками), полуавтоматы (до определённого момента открываются вручную, затем автоматика довершает дело), автоматы (окрываются, а иногда и закрываются автоматически при нажатии на кнопку), плюс несколько авторских схем, не вписывающихся в общую классификацию. Можно смело провести аналогию между часовым миром и миром ножей: в обоих случаях имеется и массовая продукция, и серийная продукция классом повыше, и компании, выпускающие hi-end-товар мелкими партиями, а также мастера-одиночки штучно создающие практически предметы искусства. Ширпотреб обсуждать не будем. Начнём с качественной серийной продукции. 

У нас она в основном представлена американскими компаниями: Spyderco, Benchmade, Cold Steel, Buck и другими. Есть ещё «японцы» Mсusta, G.Sakai и другие, а также масса европейских компаний Fallkniven, Laguoile, Opinel и т.д. . Цены на такие ножи, как правило, лежат в пределах от $100 до $500. 

1. Spyderco 2. Benchmade 3. Cold Steel 4. Buck 5-7. Mcgusta 

Если вы уже ознакомились с ассортиментом вышеперечисленных производителей, то можно переходить на следующую ступень — лимитированные серии известных брендов и кастомные ножи отдельных мастеров. Тут можно получить гораздо больше впечатлений, как от дизайна, так и от цен: $500 — $2500. Таким ножом уже и резать что-то более твёрдое, чем яблоко как-то не хочется. Хотя подавляющее большинство ножей из этой категории сохраняют все практические свойства инструмента и иногда даже превосходят своих крупносерийных собратьев по многим параметрам. Но, пускать таких красавцев в серьёзный бой, согласитесь, жаль.

Ну, а на вершине ножевой пирамиды находятся изделия, которые смело можно отнести к предметам искусства. Тут в ход идут и драгоценные металлы, и экзотические материалы, и вся бурная фантазия автора. Верхней ценовой планки не существует, но в основном такие ножи стоят от $2500 до $15000. Хотя, простейшие с виду стальные «складники» Рона Лейка (Ron Lake) стоят как золотые изделия с инкрустацией какого-нибудь менее почитаемого мастера. В принципе, ценоформирование тут происходит примерно как на рынке современного искусства — платят в основном за имя. Другими словами, два похожих ножа, собранных одинаково качественно из сопоставимых материалов, могут иметь огромную разницу в цене. Однако, большинство ножеделов работаю в широком диапазоне цен, поэтому есть вероятность найти для себя вариант, подходящий по всем параметрам. Ну, а фантазию авторов можно оценить по фотографиям.

Перечислять компании, а тем более «найфмейкеров» не имеет смысла — их сотни, если не тысячи. Назову любимых мною: Фабрицио Сильвестрелли (Fabrizio Silvestrelli), Эммануэль Эспозито (Emmanuel Esposito), Андре Зорбурн (Andre Thorburn), Кай Эмбретсен (Kaj Embretsen), Чарльз Бенника (Charles Bennica), Жан-Пьер Сушера (Jean-Pierre Sucheras), Рон Эпплтон (Ron Appleton), Оуэн Вуд (Owen Wood), Майкл Уокер (Michael Walker) и многие-многие другие.

1-6. Fabrizio Silvestrelli 7-9. Emmanuel Esposito 10-11. Andre Thorburn 12. Kaj Embretsen 13-15. Charles Bennica 16-17. Jean-Pierre Sucheras 18-21. Ron Appleton 22. Owen Wood 23-24. Michael Walker

Ножи этих и подобных им мастеров можно увидеть или на полках специализированных магазинов, или на ножевых шоу, которые проходят несколько раз в год в Америке и в Европе. Кстати, на шоу, помимо гораздо более привлекательных, чем в магазине, цен, имеется опция непосредственного общения с мастером, изготовившим нож. Это приятно. 

Надо сказать, что и наши соотечественники не остаются в стороне от мировой ножевой культуры, особенно в сегменте «custom». Не буду «закидывать» вас именами — оставлю простор для творческого поиска в сети. Самым актуальным, на мой взгляд, является «почти наш» Дмитрий Синкевич из Беларуси, также известный под псевдонимом SiDiS. Его складники и «фикседы» всегда интересны и эстетически и технически, недаром Дмитрий по образованию инженер. Безупречный вкус прилагается.

Ножи — интересная и почти не освоенная именитыми промышленными дизайнерами область. Но первые шаги уже сделаны — недавно своё видение классического французского Laguiole показал Ора Ито (ORA ITO). Кто следующий? Филипп Старк, Марк Ньюсон? Кстати, вполне логично было бы ожидать появления ножа от Роланда Итена.Что ж, поживём — увидим.

Нож Laguiole в исполнении ORA ITO


К чему я всё это? А к тому, что мужчина с фантазией всегда найдёт способ продемонстрировать свою индивидуальность и свой вкус, подобрав для себя правильный аксессуар — красивый и функциональный.