Этой осенью вышла книга «Песни в пустоту» бывшего главного редактора журнала «Афиша» Александра Горбачёва и музыканта и промоутера Ильи Зинина. Книга посвящена истории потерянного поколения русского рока 1990-х, группам, которые никогда не выступали на больших площадках, не звучали по радио, но при этом очень точно отражали культуру и настроение той эпохи. FURFUR публикует отрывок из первой главы, рассказывающей о музыкальной среде 1990-х годов и трёх главных андеграундных клубах того времени.

  

С 7 по 14 марта 1991 года Ленинградский рок-клуб, что на Рубинштейна, 13, пышно отмечал свое десятилетие. В специально отведенном под юбилей павильоне «Ленэкспо» была устроена фундаментальная выставка «Реалии русского рока», где были и архивные фото и документы, представленные музыкантами, и художественные инсталляции, и даже филиал Храма Джона Леннона. На фестивале, организованном по такому случаю, играли все — и ветераны движения, появившиеся еще в 70-х (Юрий Морозов, «Россияне», «Мифы»), и совсем новые лица, еще не успевшие запомниться и примелькаться («Два самолета», «Колибри», «Дурное влияние»), и группы, составившие рок-клубовскую массовку в минувшее золотое десятилетие («Джунгли», «Тамбурин», «Дети»), и, разумеется, суперзвезды, к тому моменту уже бравшие стадионы и пользовавшиеся спросом на Западе. Правда, выступление группы «Зоопарк» в последний момент было отменено — зато Майк Науменко вышел на сцену в разгар финального сета «Аквариума» и сыграл вместе с ними свою классическую вещь «Пригородный блюз». В самом конце концерта Борис Гребенщиков объявил: группы «Аквариум» больше нет. Значительную часть экспонатов выставки в «Ленэкспо» растащили по домам и чуланам неизвестные люди. Через несколько месяцев не стало и группы «Зоопарк» — по причине смерти Майка Науменко. А еще через несколько месяцев исчезла и страна, в которую Майк с БГ принесли рок-н-ролл.

Эпоха великих свершений, канонизировавшая советскую подпольную рок-музыку, закончилась. Что делать дальше, толком не понимали даже люди, вполне осознанно уничтожившие прежнюю реальность, не говоря уж о музыкантах. Деятели культуры, привыкшие ругать государство, но неизбежно циркулировавшие в заданной им системе, оказались на свободе — и быстро столкнулись с ее издержками: теперь все было можно, но мало что было хоть кому-то нужно. Ленинградского рок-клуба уже не существовало, клубов в нынешнем понимании этого слова — с отлаженной экономикой, продуманной политикой и просчитанным балансом приходов и расходов — еще не существовало. Новая культура была вынуждена начинать с фундамента, не обладая при этом и малейшими знаниями о принципах строительства. Прежде чем говорить о том, как жили и пели герои 90-х, следует обозначить, где и как им приходилось жить и петь.

Как жил русский музыкальный андеграунд 1990-х. Изображение № 1.

«Песни в пустоту»

книга об истории потерянного поколения русского рока 1990-х 

Как жил русский музыкальный андеграунд 1990-х. Изображение № 2.

Герман Виноградов

художник, музыкант

В 80-х вообще не было клубной культуры. Никакой. Но, когда перестройка с гласностью начали набирать обороты, появились сквоты. В одном из таких и началась моя художественная жизнь. После окончания архитектурного факультета я не пошел работать по распределению и подался в дворники и сторожа: за это платили какие-то деньги, у тебя была масса свободного времени, и тебя не могли привлечь по закону о тунеядстве. Мне была нужна мастерская, где я мог бы спокойно рисовать, — и я пошел по району Китай-города искать себе место. А надо сказать, что в то время было очень много шикарных пространств, стоявших пустыми. Нежилой фонд был большой, была бесхозяйственность и не было бизнеса. В результате попал в один особняк, где на втором этаже оказалась в одиннадцатикомнатной квартире свободная комната. Точнее, две: я, как папа Карло, однажды постучался в стенку — и обнаружил там восьмигранную залу с двумя каминами. И год там провел, одновременно сторожа в этом же здании Мебельинторга: работа заключалась в том, чтобы утром открыть подъезд, а вечером закрыть. В квартире был полукруглый балкон, и я, сидя на нем, занимался гитарой — было очень классно. И очень многие мои друзья по Москве тоже так существовали — на каких-то словесных безбумажных договоренностях, на птичьих правах, не платя ни копейки ни за что*.

* Все интервью взяты авторами специально для этой книги, кроме отдельных случаев, где указано обратное. 

 

   

Артемий
Троицкий

музыкальный критик

Из всех десятилетий, что на нашей территории существовала электрическая гитарная музыка, ситуация в 90-х, особенно в начале, была самой печальной. Здесь надо просто вспомнить, чем были 80-е годы. Их можно условно разделить на две половины: черную первую и светлую вторую. Но первая половина, притом что это была агония советской власти, период максимальных антироковых репрессий, все же стала временем, в которое было создано процентов семьдесят железобетонной классики русского рока, почти все лучшее, на мой взгляд: Башлачев, «Кино», «Аквариум», Майк, «Центр», «ДК», «Звуки Му». Включая и ранний «Телевизор», и «Странные игры», и московскую новую волну — «Ночной проспект», «Браво». Потом была вторая половина 80-х, которая в творческом отношении оказалась, может быть, не столь впечатляющей, зато это были годы общего признания, эйфории, выездов за рубеж, стадионных концертов. Куда-то делась вся попса и эстрада, Алла Пугачева тоже стала рокершей, всё подстилалось под рок. А в 90-е годы блистающий рок-н-ролльный крейсер постигла судьба «Титаника». Это был практически крах всего движения. Он выражался и в том, что оппозиционный рок утратил идентификацию, поколение протеста растерялось и не знало, против чего протестовать. И в том, что ветреная публика вместо «Аквариума», «ДДТ» и «Наутилуса» стала слушать «Ласковый май», «Мираж» и так далее. И в том, что провалились все западные проекты, относительно которых тоже было много ожиданий. Первая половина 90-х годов, я это помню прекрасно, у меня оставила ощущение выжженной земли, там просто нечего было делать. С этим связаны и какие-то мои личные метания: я пошел работать на телевидение, начал писать о политике, ушел в журнал Playboy и так далее — все это были попытки удрать из музыки и забыть об этом как о прекрасном сне, который обернулся кошмаром.

 

    

Андрей Алякринский

звукорежиссер клуба «Там-Там» 

Никакой клубной культуры в то время еще не было. Сева Гаккель бывал в Нью-Йорке и Лондоне, видел, как это там происходит, был в CBGB, был знаком с группой Sonic Youth, еще с кем-то. Его идея заключалась в том, чтобы построить клуб, в который он сам ходил бы, если бы ему было двадцать. Что ему и удалось.

 

Как жил русский музыкальный андеграунд 1990-х. Изображение № 3.

Всеволод Гаккель

экс-виолончелист группы «Аквариум», основатель клуба «Там-Там»

В Нью-Йорке я был поражен сбалансированностью, которую там увидел. В этом городе было множество уровней бытия: рядом с супергруппами и Madison Square Garden — гигантское количество клубов, альтернативных, экспериментальных, джазовых, блюзовых, каких угодно. То есть ту жизнь, которую мне хотелось бы вести, когда я был молод, я увидел уже в старшем возрасте. Ничего похожего здесь не было, я очень заразился этой идеей, и когда клуб с полтыка стал получаться, я в первую очередь хотел молодых людей оградить от искушений — славой, гигантской аудиторией, деньгами. Я сформулировал свое определение андеграунда — это то, что существует независимо от формации. В советское время считалось, что андеграунд — то, что существует вопреки системе, подавлявшей идеи. Но вышло так, что все те люди, которые были в андеграунде, как только были сняты барьеры, с этим андеграундом спокойно распрощались и пошли зарабатывать деньги. То есть этот андеграунд был обусловлен чисто экономическими причинами. Для меня это было совершенно неприемлемо, и построение нового андеграунда 90-х было такой попыткой восстановить культурный слой, чтобы люди ощутили радость игры для маленькой аудитории себе подобных. То есть тех, кто понимает правила игры. Потому что только в таком случае эта игра становится взаимообогащающей, происходит натуральный обмен идеями, энергией.

 

   

Валерий Постернак

журналист

У нас в Кривом Роге была группа. Играли мы что-то близкое к хард-року. И был у нас спонсор — бандит, как водилось в то время. Он оплатил нам поездку в Москву. Мы приехали туда, записались. В Москве я увидел множество клипов и открыл для себя гигантское количество новой музыки — Red Hot Chili Peppers, Nirvana и так далее. Нас поселили в доме отдыха в Жаворонках, и я там просто не отлипал от телевизора. Все имеющиеся деньги я потратил на музыку — покупал ее тогда еще на бобинах, в ларьках звукозаписи. Вернувшись, я распустил группу. У меня с собой было около сотни катушек с новой музыкой, я хотел играть что-то современное. От RHCP мне просто крышу снесло, я понял: вот она, музыка будущего! Со мной остался только басист, который меня поддержал, и я нашел молодых пацанов, которые играли что-то в духе Slayer, и сказал им: «Парни, какой Slayer, совсем другие времена на дворе!»

 

Москва и Петербург всегда соперничали между собой — в том числе и по части рок-музыки. Причем в этом смысле вторая столица, тогда еще называвшаяся Ленинградом, соревнование у первой явно выиграла — Московская рок-лаборатория очевидно уступала Ленинградскому рок-клубу и с точки зрения общей репутации, и с точки зрения имен, и с точки зрения мифа. В некотором смысле новая клубная инфраструктура в Москве делалась почти на пустом месте — на ее создателей не особенно давило славное прошлое или стремление ему себя противопоставить. Закономерно, что и площадки здесь возникали по новой логике — точнее, даже по нескольким. С одной стороны, тут был «Бункер» — почти настоящий клуб западного образца, по модели которого в конце десятилетия начали расти как грибы коллеги и конкуренты. С другой — типичные для 90-х дикие реликты вроде казино и бандитских ресторанов, куда зачем-то — видимо, потому что «положено» — приглашали играть музыкантов, причем бойцы нового андеграунда тут могли стоять в одном ряду с ветеранами советской эстрады. С третьей, были здесь и места, существовавшие вопреки рыночной экономике, а точнее, параллельно, как бы без учета новых правил: кочевой панк-подвал «Клуб имени Джерри Рубина» и заведение с характерным именем «Третий путь» под управлением харизматика Бориса Раскольникова. Именно в них в полной мере и выразила себя тогдашняя московская подпольная жизнь.

 

Светлана Ельчанинова

основатель «Клуба имени Джерри Рубина» 

Когда я окончила школу, у меня была мечта с несколькими друзьями организовать рок-клуб. Потому что рок-клуба в Москве просто не было. Была Рок-лаборатория, которая под эгидой комсомола раз в году проводила свой фестиваль, у них была маленькая каморка, в которой они кого-то записывали, но там не было места для тусовки. Мы хотели его сделать. Эта идея витала в воздухе — но наш «Клуб имени Джерри Рубина» был первым. Помню, через две недели после него открылся клуб «Отрыжка» (так его называли, на самом деле он назывался «Кафе в Отрадном»), потом Sexton, потом «Бункер», ну и, пожалуй, все. Больше клубов в Москве не было. Именно рок-клубов — было еще два-три ночных дискача, где выступали попсовые звезды. Поэтому мы все между собой дружили, помогали друг другу, присылали друг другу группы. И народ всегда валил валом, потому что больше идти было просто некуда. Рекламу можно было не делать, потому что все знали про все концерты в Москве. Подъезжаешь на Пушку, где каждый день тусили панки, и говоришь паре людей: «Завтра в „Джерри“ играют те-то». И все. Вообще, все же это в основном по подвалам было. Это потом, когда пошли какие-то деньги, возникли бандиты, которые поняли, что можно вкладывать бабки, продавать алкоголь и получать реальную прибыль. И тогда уже стали появляться другие заведения.

Как-то мы сидели на кухне с одним пронырливым 18-летним поэтом, который был членом Союза литераторов. И он мне сказал: мол, у меня есть одна тетя знакомая, позвони ей, может, удастся через нее клуб получить. Я к ней пришла. Оказалось, она раньше была в райкоме комсомола, а потом, когда комсомола не стало, он превратился в некий фонд по работе с молодежью. При этом они занимались торговлей тряпками и сдавали помещение банку «Менатеп». В общем, хоть какая-то молодежь им была нужна — и они разрешили провести выставку прикидов в своем актовом зале. На открытии играли «Тараканы!», «Чудо-Юдо» и «Наив»; людей было столько, что дверей в помещении после этого не осталось, все здание было заблевано, зассано, закидано окурками... В общем, я была уверена, что меня со всей выставкой оттуда быстренько выгонят. Но мне почему-то сказали: «Ну, Света, ты, главное, смотри, чтобы они не нюхали прямо тут, на ступеньках, клей, пусть они в подвале это делают». Так мы и переехали в подвал. Это было наше первое помещение. А потом, когда все здание продали тому же банку «Менатеп», мы переехали в подвал на Вавилова. Это было какое-то ведомственное общежитие для семей сотрудников. Мы сделали в этом подвале — жутко загаженном, замусоренном, с прорванной канализацией — ремонт; я буквально звонила всем знакомым музыкантами и говорила: «Хотите свой рок-клуб? Приходите разгребать срач». В общем, это была такая молодежно-комсомольская стройка. Половина панков Москвы там прошли локальную трудовую подготовку.

 

   

Гадюшник под названием «Третий путь» —
он был, конечно, хороший. Потому что это была клоака, ничем не запрограммированная —
ни стилем музыкальным, ни публикой.

   

Алексей Тегин

музыкант

Гадюшник под названием «Третий путь» — он был, конечно, хороший. Потому что это была клоака, ничем не запрограммированная — ни стилем музыкальным, ни публикой, которая туда приходит. Приходи и делай. И Боря Раскольников — колоссальный, безупречный адепт социального идиотизма — все это пролонгировал.

 

    

Владимир
«вова терех» Терещенко

музыкант

«Третий путь» в Москве в 90-х был королем андеграунда. Там и публика была такая, и место само, что, заходя, ты понимал: это не клуб, это что-то другое. И потому возникало ощущение, что ты можешь делать здесь все что хочешь. Там было тихо, спокойно, царило ощущение безопасности, какой-то интимности — что совершенно не мешало трэшу и угару. К тому же Боря Раскольников — достаточно одиозная личность, и он в 90-х умудрялся даже музыкантам что-то платить. Я помню, мы там выступали и получили за это 100 долларов — это были, в общем-то, деньги. У меня была тогда группа под названием «Овердрайв», и это была просто художественная самодеятельность с людьми, с которыми мы тогда вместе работали на «Горбушке». В остальные рок-клубы мы со своим репертуаром не вписывались, другая была конъюнктура. А Боря нас взял и после выступления был очень восторженный, сказал: ***, ну вообще, рок-рок, как оно было раньше. Я увидел, что человек прется от того, что делает. Что это не бизнес, а это примерно так же, как и для меня, — это фан. Его фан, его кайф. Причем за это он может даже заплатить денег, когда никто вокруг этого не делает. Потом я несколько раз оказывался в «Третьем пути» в качестве просто посетителя. И наблюдал какие-то совершенно феерические истории. Было ощущение, что здесь либо снимают кино, либо перед тобой разворачивается спектакль. Это были тусовки на уровне каких-то глобальных перформансов. И ты, не зная никого, попадал в это и становился участником. У Бориса было умение накручивать ситуацию и делать все красиво.

 

   

Светлана Ельчанинова

основатель «Клуба имени Джерри Рубина»

Нам приносили кассеты сотнями. Группы, которые играли что-то вторичное, я старалась на сцену не выпускать — только когда они несли с собой еще какую-то идею. Вообще сначала у нас было, конечно, больше панка. Я была против хиппизма, недолюбливала арт-рок, в какой-то момент перестала пускать любителей регги, потому что в их идеологию входит трава.

Так что в основном у нас работали и играли сторонники панка, хардкора, рокабилли и чего-то более тяжелого. Потом, где-то к середине 90-х, панк себя исчерпал, идейных групп стало меньше, потому что непонятно было, с чем бороться, всем все разрешили. Началось затишье, я даже думала клуб закрыть, раз панк умер, — но потом появились стрейт-эджеры, и это была интересная альтернатива панку, которую я стала всячески поддерживать. Мне кажется, благодаря нашему клубу стрейт-эдж во многом и заявил о себе у нас. Потому что мы заявляли и музыкантам, и зрителям, и людям из других городов: мол, мы за творчество без наркотиков и алкоголя, мы поддерживаем стрейт-эдж. И он действительно как-то распространился. И сейчас неформал, альтернативщик — это скорее непьющий человек, который противопоставляет себя обществу потребления.

 

«Клуб имени Джерри Рубина» и «Третий путь» диверсифицировали московский андеграунд просто постольку, поскольку создали их люди разных поколений. «Джерри Рубина», сделанный юной подвижницей Светланой Ельчаниновой, притягивал к себе все новое и прогрессивное — от панка и нойза до совсем еще начинающих инди-рокеров, пик музыкальной активности которых пришелся уже на 2000-е. Жизнь в клубе кипела самая разнообразная. Благодаря левацким взглядам его основательницы здесь все время обретались социалисты и радикальные экологи, отсюда вышли и «заибисты» (движение «За анонимное и бесплатное искусство»), и анархо-краеведы, и много кто еще. Придя в клуб днем, можно было запросто увидеть собрание анархистов, на полном серьезе обсуждавших глобальные вопросы — например, роль женщины в современном обществе. По окончании собрания все голосовали и выносили резолюцию. В дни выборов на акции в «Джерри Рубина» входным билетом был избирательный бюллетень — ну и так далее. «Третий путь» же был для людей постарше: тут репетировали «Звуки Му» и Инна Желанная, выступали Алексей Тегин и «Оберманекен», да и средний возраст посетителей был повыше, чем в «Джерри Рубина». Все было очень по-домашнему (собственно, для Бориса Раскольникова клуб и стал домом в самом прямом смысле этого слова) — придя на саундчек, музыканты могли встретить заспанного хозяина клуба в тренировочных штанах и домашних тапочках. Музыка звучала более интеллигентная, регулярно проводились ставшие впоследствии легендарными показы авангардной моды, московские тусовщики очень любили водить в «Третий путь» иностранцев, рекомендуя его как едва ли не главную клубную достопримечательность столицы. Объединяло эти площадки одно: многие ходили и в «Джерри Рубина», и в «Третий путь» еженедельно, даже не заглядывая предварительно в расписание (тем более что и узнать его было толком негде), — и тот и другой были в полном смысле слова клубами, создавшими вокруг себя очень отдельную жизнь.

 

александр долгов

журналист

Андеграунд 90-х начался с клуба «Там-Там», который открылся осенью, кажется, 91-го года — где-то в сентябре я заметил на двери станции метро самопальную афишку, которая рекламировала концерт в новом клубе «Там-Там». Поначалу, кстати, они были бесплатные. Газета Rock Fuzz тогда уже тоже выходила. И когда я туда попал, то постарался взять интервью у Гаккеля. Первое, что я у него спросил: «Правомочно ли называть это место рок-салоном?» Поначалу мне клуб охарактеризовали именно этим словом. Гаккель рассмеялся и сказал: «Рок-притон, а не рок-салон!»

 

Как жил русский музыкальный андеграунд 1990-х. Изображение № 4.

артемий троицкий

музыкальный критик

Могу с уверенностью сказать, что такого места, как «Там-Там», в России не было и больше никогда не будет. Это было нечто. Преисподняя, реальный ад. С обывательской точки зрения. Грохот, жара, нулевой комфорт, огромное количество народу, очень агрессивная атмосфера. В общем-то, находиться там было тяжело. Было гиперинтенсивное место. Невероятное. Это был клуб, в котором тебя просто давило и раздирало. При этом он был очень мил. Люди там были полны какого-то горячечного энтузиазма. Правда, боюсь, что наркотики тут тоже играли какую-то роль. Хотя знаю, что Сева Гаккель был их категорическим противником. Вообще, что было бы с «Там-Тамом» без Севы, мне себе трудно представить. Там сочетались несочетаемые вещи. С одной стороны инфернальный питерский андеграунд самого грубого помола. С другой — Алеша Карамазов, он же Сева Гаккель, реальный святой, который в этом аду наводил какие-то свои райские порядки. Как это место вообще могло существовать, я не знаю. Но эти два начала там сочетались абсолютно органично. Это одно из самых удивительных мест, в которых я вообще был в своей жизни.

 

     

всеволод гаккель

экс-виолончелист группы «Аквариум», основатель клуба «Там-Там»

Музыка, которая у нас играла, была агрессивна, динамична и находилась совершенно вне контекста русского рока. Люди, которые ее играли, они и жили ведь в очень агрессивное время. Система не учитывала существования молодых людей вообще; мир стал жестоким, работы не было, жилья не было, а были неблагополучные семьи и коммунальные квартиры. В это время в каждом подъезде сидели подростки и бухали или принимали наркотики. Во дворах сидела гопота и практиковала ночные увеселения с криками и мордобоем. Возле каждой станции метро была какая-то ужасная ночная жизнь — пьяные углы, везде орут, ночью стрельба, чертовщина. Хаос. Как в кино показывают Америку 30-х годов. Понятно, что тех молодых людей, которые приходили к нам, тоже можно было бы вполне назвать гопниками. Потому что они приходили подраться — ну, в том числе и подраться. Но я все-таки видел, что у этих людей есть если не тяга к прекрасному, то способность и желание реагировать на происходящее. Если они вообще приходят в музыкальный клуб, то это все-таки не те люди, которые шляются по спальным районам и бьют друг другу морды.

 

    

михаил борзыкин

лидер  группы «Телевизор»

Атмосфера в «Там-Таме» была максимально подпольной, играли какие-то панковские группы. Звук был не очень. В фойе шаталась масса пьяного и обдолбанного народа, кто-то блевал в туалете. Словом, обычный такой набор. Шприцы какие-то валялись. С другой стороны, я с уважением относился к Севе Гаккелю как к человеку, отдавшему себя на заклание андеграунду. То, что вообще этот клуб существовал, для меня было большим удивлением. Как это было возможно, я не понимаю. Все-таки должна была проявлять себя милиция, да и капитализация творчества уже тоже вовсю шла. А тут был клуб, который финансово ничего не приносил, в нем не было ни кабака, ни стриптиза, и он тем не менее как-то существовал. И долго продержался, невзирая на это.

 

    

дмитрий
спирин

лидер группы «Тараканы»

Такое место не могло бы возникнуть в Москве ни при каких раскладах, никогда. Клуб располагался на Васильевском острове, в темном и узком питерском районе. В неотапливаемом, продуваемом всеми ветрами, сравнительно большом помещении было кошмарно неуютно, по крайней мере нам, ребятам-москвичатам. Посетители заведения производили впечатление бычья, нацепившего на себя зачем-то панк-лохмотья и отрастившего волосы. Все они выглядели тотально неприветливо и агрессивно, что вместе с мрачными стенами и общим нерадостным антуражем создавало крайне гнетущее ощущение. Атмосфера была недружелюбной, это чувствовалось в каждом взгляде, в каждом движении. Казалось, вот-вот, и эти люди превратятся в жутких монстров и каждый попытается сожрать другого. Когда я слышу от парней из Tequilajazzz или Marksheider Kunst об «отличных деньках времен „Там-Тама“», я просто *******. Насколько же мы разные, жители двух столиц. В ноябре 93-го «Там-Там» был натуральной клоакой, где торговали кислотой перед входом в клуб на глазах у охраны (ментов после службы), в фойе, зале, туалетах и на лестнице. Я видел людей с огромными двадцатикубовыми шприцами, которые отпускали другим дозы прямо в рот из этих самых шприцев. Никто даже не думал шифроваться, создавалось впечатление, что фенциклидин в Питере легализован. Подумать только, «кислая» у них стоила дешевле, чем водка в ларьке, и считалась «бычьим» кайфом! Мы не могли себе такого даже представить. То, за чем мы гонялись дома по полдня, наводя шифры и боясь запалиться, то, что считалось у нас чуть ли не символом какого-то психоделического причащения, здесь отдавалось за копейки. Люди проливали стафф на землю и лишь морщились. Наркотики не делали этих людей ни мягче, ни расслабленнее. Они нажирались PCP как водярой и мрачно ******** друг от друга. Думаю, этого описания должно быть достаточно для понимания того, откуда растут ноги у огромного количества групп из Санкт-Петербурга. Этот город ставит такую печать, которую невозможно смыть никогда. А «Там-Там» был натуральным порождением Питера, порождением дьявольским и кошмарным.

(Из книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов».)

 

   

В туалете просто дотронуться до чего-либо
было страшно. Все было загаженным, облитым пивом, блевотиной. Открываешь дверь —
а там кто-то колется.

   

андрей алякринский

звукорежиссер клуба «Там-Там» 

Часто бывает, нарываешься на воспоминания каких-то непонятных людей, которые пишут, какая жесть была. Для меня было не так — «Там-Там» был моим домом, как и для всех, кто там работал. Это было место с очень светлыми идеологическими задачами, это была свобода. Плюс это была колоссальная школа — и жизни, и в профессиональном смысле. Мне «Там-Там» никогда не казался особо брутальным и злым местом — а я видел это все изнутри. Я помню огромное количество великолепных концертов, от которых сносило башню: это было круто, свежо, ново. С тех пор не было такой яркой волны, и ощущений таких я с тех пор не испытывал.

 

     

валерий постернак

журналист

«Там-Там» нас поразил. Мы там играли вместе с группой «Улицы», очень модной в то время. И вот мы зашли с черного хода и попали в комнату, где обычно тусовались артисты, там нам выдали пиво... А пиво тогда было огромным дефицитом, и нас это дико удивило. Никаких денег в те времена не платили. Ну то есть нам оплатили дорогу, поселили в какой-то общаге и дали совсем немного денег на карманные расходы. И вот мы сидим довольные, пьем пиво — и решили сходить с нашим басистом в туалет. А идти надо было через весь зал. Мы прошли через толпу народа, это было гигантское сосредоточение каких-то панков, бритых людей с наколками, угашенных просто в жопу. Мы сами из наркоманского города, но такого не видели. В туалете просто дотронуться до чего-либо было страшно. Все было загаженным, облитым пивом, блевотиной. Открываешь дверь — а там кто-то колется. В общем, мы пришли к нашим и говорим: сходите на экскурсию, посмотрите на людей, для которых мы сейчас будем играть. Сцена была на возвышенности, а перед ней была железная труба впаяна, и народ висел на этой трубе. Вышли мы, стали играть. И люди после первой песни начали очень бурно реагировать, кричать, к сцене ломанулись. Начали нас за ботинки хватать. Мне поначалу было стремно, но потом я понял, что это высшая степень их одобрения. После концерта нам выдали пиво, два ящика, — в «Там-Таме» с музыкантами расплачивались пивом, и то только с теми, кто им нравился. Конечно, побывав в Питере, мы офигели. В Кривом Роге даже намека на клубы не было.

 

   

сергей
богданов

звукорежиссер

Идет концерт, должны выступать «Пупсы», а потом их друг какой-то. И его нет и нет, нет и нет. Вдруг какой-то человек приползает и говорит — там он лежит, забирайте... А это угол 17-й линии, напротив такой скверик небольшой. Приходим — такая картина: лежат три человека, два из которых должны быть на сцене, и у них пена изо рта, почти захлебываются. Передознулись кислотой — и там уже не то что выступление, уже по домам надо везти. Вот такое бывало. И что вы хотите, чтобы я вспомнил?

 

   

андрей алякринский

звукорежиссер клуба «Там-Там»

«Там-Там» был отражением своего времени. Там бывало довольно жестко. Но только по дороге от «Там-Тама» до метро «Василеостровская» ты мог двадцать раз получить ***** от гопников, тебя могли принять менты... Все что угодно могло с тобой случиться просто на улице. Все, что происходило в 90-е годы, происходило и внутри клуба.

 

   

александр долгов

журналист

Это был действительно притон. В самом прямом смысле этого слова. Публика там всегда была, что называется, стремной. Были и люди типа меня, взрослые, которые не пьют и даже не курят. А были и отбросы общества. И то, что там в полный рост шла наркота, — совершенно очевидный факт. Но это, конечно, пена. Пена, которая мешала развиваться этому клубу в течение всего времени его существования.

 

Как жил русский музыкальный андеграунд 1990-х. Изображение № 5.

илья бортнюк

промоутер

Тема наркотиков стояла ровно так же, как во все времена во всех музыкальных тусовках. Ни больше ни меньше. То есть беспредела не было. В группе Nirvana были наркотики? Были. Но ведь при этом никто не писал, что Nirvana — это такая исключительная группа, которая употребляет наркотики. Я не думаю, что наркотиков в «Там-Таме» было больше, чем в каком-либо другом клубе. Просто пару раз показали сюжеты в программе «600 секунд», и после этого все стали об этом говорить. Но я бы не сказал, что это принимало какие-то экстремальные формы. Да, всегда было несколько обдолбанных человек. Но такие люди есть в любом клубе. Мне кажется, сейчас наркотиков в клубах гораздо больше. Просто они не такие тяжелые и это не так бросается в глаза. Я считаю, что миф про наркотики в «Там-Таме» создан соответствующими службами. Понимаете, других клубов практически не было. А отдел по борьбе с наркотиками существовал, и им надо было что-то делать. Куда им ехать? На Московский вокзал? Наверное, ездили. В Мариинку или в кинотеатр? Вряд ли. Там не так много шансов что-то найти. А в «Там-Таме», даже если найдут пару пакетиков с марихуаной, для них это уже путь к карьере и повышению раскрываемости. По сравнению с тем, что творилось в том же Манчестере, в Hacienda, «Там-Там» был просто магазином «Молочные продукты».

 

    

андрей алякринский

звукорежиссер клуба «Там-Там»

Этот клуб был настолько характерным явлением 90-х, насколько это вообще возможно. Абсолютный срез времени и срез социальной ситуации. Можно говорить что угодно — мол, ******, там были ужасные панки, шприцы в туалетах, скинхеды всех били... Все это и так, и не так. Было это, но было и другое. Есть люди, у которых самым ярким воспоминанием так и осталось, что они пришли в клуб и увидели там страшных скинхедов. А скинхедам на самом деле было по семнадцать лет, они были обсосами, их любой мог шестерых разом *********. Страшно было другое. Страшно было, когда приезжало два автобуса воркутинского ОМОНа, куча взрослых мужиков, которые клали 300 человек, находящихся в клубе, на пол штабелями, забирали их в отделение. Началось это в 94-м, они все время искали наркотики — им докладывали, что в «Там-Таме» наркопритон.

 

    

сергей
богданов

звукорежиссер

Конец «Там-Тама» был непригляден — торговцы наркотиками сходились с клиентурой, и к этому еще присоединялась местная гопота. Зачастую просто начиналась поножовщина, и каждый раз приезжала милиция, и люди в масках всех клали без разбора.

 

    

алексей
никонов

лидер группы «Последние танки в Париже» 

Я бы сказал, что «Там-Там» — это был фокус свободы, место, где свобода сконцентрирована. Все ее недостатки вроде продажи наркотиков в гардеробе и все достоинства — когда такого человека, как я, могли вытащить на сцену, дать в руки микрофон и сказать: «Пой». 

 

«Там-Там» закончился так же быстро и внезапно, как начался, и в этом тоже его важное отличие от московских аналогов. «Клуб имени Джерри Рубина» и «Третий путь» с переменным успехом продолжали пестовать андеграундную жизнь и с очередной сменой эпох; в случае «Там-Тама» же невозможно представить себе ни реинкарнацию (как это произошло с московским «Кризисом жанра», некогда запустившим здесь моду на бритпоп), ни музей (как это случилось с тем же Ленинградским рок-клубом). «Там-Там» был местом абсолютно сиюминутным, целиком и полностью про здесь-и-сейчас — и судить о его значении вернее всего будет по всходам, которые дали разбросанные им семена. Если попробовать начертить генеалогическое древо нынешней петербургской рок-н-ролльной жизни, то почти все его ветви — от «Молока» и «Цоколя» до фестиваля «Стереолето» — в конце концов сведутся к одной точке — «Там-Таму». Группа «Нож для фрау Мюллер», начинавшая в «Там-Таме» со сверхинтенсивного хардкора, в конце концов придумала самостийный русский easy listening. Tequilajazzz, бывшие одними из постоянных резидентов клуба, в итоге превратились в главную и самую умную альтернативную группу страны. «Пилот» и «Король и Шут», тоже начинавшие здесь, прекрасно вписались в поколение «Нашего радио» — и стали одними из наиболее успешных его представителей. Да и вообще по большому счету почти все яркое и интересное, что происходило в России в области тяжелого гитарного звука в последние двадцать лет, так или иначе вышло из стен «Там-Тама». Другое дело, что самое, возможно, яркое и интересное из его стен так и не вышло.