Когда-то журналы являлись главным источником контента и поставщиком слухов и наряду с телевидением были своего рода проводником, расширяющим границы восприятия среды и окружающего мира. Теперь для этого у нас есть интернет. Но журнальные киоски так и не пустеют, а модные магазины обрастают новыми журналами. И если книжные «Гараж» и «Гоголь Books» — устоявшиеся журнальные Мекки Москвы, то такие с первого взгляда неожиданные проекты, как «Точка | Калашный, 9», Fott, КМ 20 и даже Fred Perry, относительно недавно стали пополнять их ряды, обрастая редкими и интересными журналами. Наш колумнист и основатель журнального проекта Kiosk Антон Изюмцев рассказал о второй золотой эре журналов.

 

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 1.

Не так давно на Medium вышла статья Клэя Ширки, американского писателя и медиаконсультанта, Last Call. The End of Printed Newspaper, в которой автор в очередной раз предсказывает скорый закат печатных медиа. Хотя речь в первую очередь идёт о ежедневных газетах, чьи доходы от рекламы упали на 65% за последние десять лет, статью можно легко экстраполировать и на журнальный бизнес, чья золотая эра ушла вместе с 1990-ми. Пусть Conde Nast и Hearst продолжают стричь капусту с Vogue и Cosmopolitan, но они уже явно надули подушку в интернете и готовы в любой момент сжечь мосты.

В медиа журналы хоронят, как старые айфоны в преддверии презентации новой модели. Развитие интернета, затем презентация iPad, и, наконец, одним из последних громких убийц печатных журналов должен был стать проект Эвана Уильямса Medium, отобравший главную печатную прерогативу — формат длинных текстов, или, как их сейчас называют, лонгрид. Medium — бесспорно, лучшее, что произошло с макроблогингом в последнее время, но проект сам пока страдает от собственного же наследия в виде буллитного типа статей и неготовности массовой аудитории к десятиминутному чтению с экрана.

Бесспорно, интернет по многим параметрам превосходит устаревающие печатные медиа. Огромное поле выбора источников и их вариативность, скорость доставки информации, а главное, вовлечённость пользователей. Появление интернета называют третьим освобождением слова, или освобождением авторства, после освобождения письменности и печати. Теперь каждый может быть сам себе медиа.

На деле же мы имеем бесконечные ленты новостей, фотографий друзей, демотиваторов и прочего мусора, заполняющего наш информационный фон ежесекундно. Сегодня человек потребляет информации в день больше, чем в XIX веке за всю жизнь. И чем дальше, тем меньше осмысления в потребительской модели собственного поведения. Бесконечное пролистывание фейсбуков и твиттеров с хаотичным выхватыванием заголовков, по которым додумывается содержание всего материала. Через минуту мы уже не помним, что прочитали, а точнее, пролистали. 

В таком бурном потоке информации многим издателям, особенно начинающим, довольно трудно привлечь внимание широкой аудитории. Время существования материала в потребительском поле зрения стремится к нулю, при этом внимание распыляется одинаково на хорошие и плохие статьи, вследствие чего, к примеру, хороший аналитический материал может остаться незамеченным или раствориться под давлением малозначительных новостей про двух путешественников.

   

Появление интернета называют третьим освобождением слова, или освобождением авторства, после освобождения письменности и печати.

   

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 4.

Сложившаяся инфосфера спровоцировала глобальное переосмысление подхода к печатному формату. Повышение ценности бумаги как медиаресурса связано в первую очередь с тем, что печатные издания замедляют процесс потребления информации, делая его более осознанным. Бумага не обладает отвлекающими факторами, а её форма как отдельного объекта позволяет обстоятельно изучить материал через временную призму различных мнений, то есть мы можем вернуться к теме с течением времени с новым восприятием и степенью подготовленности.

Издательский бум независимых журналов уже окрестили вторым золотым веком печатных медиа. За последние несколько лет новых имен на рынке появилось едва ли не больше, чем уже было. Кто-то переосмысливает старые ниши, а кто-то придумывает новые. В этом новом сложившемся порядке журналы про выращивание помидоров на крыше дома и выживание в лесу делают дорогостоящие съёмки и экспериментируют с вёрсткой не хуже, чем передовые фэшн-журналы. Журналы о моде, в свою очередь, готовят серьёзные критические трактаты о сущности моды и разбираются в глобальных процессах влияния одежды на нашу повседневность, а не только выбирают костюм выходного дня и рассуждают о последних коллекциях.

 

 

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 8.

Vestoj

Проект Ани Ароновски Кронберг, бывшего модного критика журнала Acne Paper, где ей не хватало места для рассуждений о моде. Vestoj пытается создать мост между теоретиками и практиками, предоставляя платформу для дискуссий.

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 9.

The Plant Journal

Журнал о растениях, чьей вёрстке и съёмкам может позавидовать самый модный фэшн-журнал. В номере всегда есть зины и монографии про растения, а среди контрибьюторов периодически отмечаются звёзды уровня Тильды Суинтон.

Тематика журналов новой волны часто является призмой, через которую рассматривают и рассуждают на более глобальные темы. Например, журнал Puss Puss спекулирует всеобщей любовью к котикам для того, чтобы взять интервью у Ай Вэйвэя и Лиама Спаркса. Журнал Kindling вводит в дискурс тему отцовства, а сёрферы из WAX рассуждают о культуре, моде, дизайне и придумывают явление городского сёрфинга. Даже такие классические темы, как гастрономия и путешествия, подверглись переосмыслению. Another Escape путешествует по всему миру в поисках неординарных личностей, чьи профессии должны восхищать и вдохновлять, а The Travel Almanac беседует со знаменитостями, чей образ жизни связан с постоянными перемещениями и временным проживанием вдали от дома.

Серьёзный контент требует серьёзных ресурсных и временных затрат. Поэтому большинство журналов новой волны издаются не чаще чем четыре раза в год. Это достаточный срок для небольшой команды, чтобы собрать материал и тщательно проработать выбранную тему. Есть журналы с полугодовым циклом, а особенные поклонники медленной журналистики и вовсе ограничиваются выпусками один раз в год. Есть особый подвид независимых журналов, для которых ещё не придумали отдельного термина. Это журналы, которые балансируют на грани между профессиональным изданием и зином. Журналы вроде Head Full of Snakes или Acid — два примера, где есть чёткая редакционная политика в отношении контента, но форма во многом похожа на зин. Каждый номер Head Full of Snakes отпечатан вручную на ризографе 1950-х годов, а на обложках даже встречаются отпечатки пальцев, вымазанных чернилами. Оба журнала не имеют чёткой периодики издания. Acid обещает выпускаться раз в десять месяцев, но делает это на самом деле более-менее чётко раз в год, а вот Head Full of Snakes обещает ежегодные издания, но может и опоздать на полгода, как, например, с третьим номером.

Свою независимость и идейность многие журналы пытаются доказать отсутствием рекламы. Термин «независимый» в первую очередь подразумевает независимость от рекламных денег, то есть рекламодатели не диктуют свои условия по контенту. Хотя на практике с ростом тиража журналы охотно соглашаются на финансовые дотации в обмен на полосы. Чаще всего в таких случаях редакция строго ограничивает количество рекламных полос, а главное — их качество и тематику.

Как ни странно, но даже с такой бизнес-моделью многим удаётся выживать. Есть два пути. Первый — это, как не трудно догадаться, самоокупаемость за счёт продаж. Как правило, это журналы, пропагандирующие отсутствие рекламы, имеющие жёсткую редакционную политику, а главное — сильный взгляд на выбранную тематическую линию. В таких журналах все контрибьюторы пишут за идею, и все заработанные деньги тратятся на печать, вечеринку-презентацию и максимум оплату работы одного менеджера.

   

Серьёзный контент требует серьёзных ресурсных и временных затрат. Поэтому большинство журналов новой волны издаются не чаще чем
4 раза в год. 

   

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 10.

Второй тип журналов — имиджевые. Много журналов существуют как часть рекламных агентств, дизайн-студий, магазинов и даже брендов. Например, испанская Folch Studio, ответственная за контент-курирование таких модных журналов, как Metal и Fucking Young, также выпускает газетного формата зин о сёрфинге Eldorado и эротический журнал Odiseo. Шотландское дизайн-агентство White Light Media делает журнал об алкоголе Hot Rum Cow. Американский шеф Momofuku и провокатор Дэвид Чанг работают над гастрономическим журналом в духе Vice под названием Lucky Peach. У Saturdays и Stussy есть по своему собственному одноимённому журналу, а Hypebeast и Inventory также печатают одноимённые спин-оффы.

Переосмыслению подверглись не только контент и модель распространения, но и дизайн. Постоянные эксперименты с вёрсткой позволили создать новую визуальную среду и обеспечили каждого второго арт-директора премиями в области графического и печатного дизайна. Некоторые особо помешанные печатные гики пытаются ещё и сломать «четвёртую стену». Head Full of Snakes вкладывают нашивки, Colors — наклейки, Apartamento — арт-зины, а швейцарцы Quttom в номере про секс и насилие сделали термообложку, которая проявляется от тепла, своеобразный айс-джекет от печати.

Справедливым был бы вопрос «а надолго ли их хватит?», ведь большинство журналов существуют не более двух лет, а некоторые уже успели и вовсе закрыться. Сейчас рынок постепенно перенасыщается, но издатели всё находят новые и новые тематические ниши для развития. К сожалению, далеко не каждый журнал новой волны заслуживает внимания. Под воздействием моды многие начинают издавать журнал с невнятной идеей и без чёткого редакционного взгляда. Вполне естественно, что такие журналы, скорее всего, закроются, не дожив до пятого номера. Но уже ясно, что печатный медиаформат претерпел серьёзную трансформацию и занял своё место в современной модели информационного потребления.

Зачем покупать печатные журналы в эпоху интернета. Изображение № 14.

термообложка Quttom