О том, что видеоигры давно стали полноценной спортивной дисциплиной, мы уже подробно писали. Тем не менее у многих людей наверняка возникают вопросы: насколько киберспорт похож на настоящий? как формируется команда? как тренируются игроки? Ответить на эти вопросы мы попросили менеджера команды Fnatic по игре Dota 2 Сахила Дэву.

 

Менеджер команды по Dota 2 о турнирах, тренировках и будущем киберспорта. Изображение № 1.

 

О своей работе

Работа менеджера очень разнообразна. Начиная с того, чтобы быть уверенным, что об игроках хорошо заботятся, заканчивая общением с дизайнерами, чтобы они совместно с игроками создавали вещи для Dota 2. Ну и, конечно же, я занимаюсь решением административных вопросов, которые окружают команду, особенно во время турниров. Быть уверенным, что билеты куплены, никто не проспал и не опоздал, все находятся на своих местах — большая часть моих обязанностей. Иногда приходится выступать независимым судьёй, чтобы решить конфликты, возникающие внутри команды.

 

О команде

Команда по Dota 2, за которую я отвечаю, по большому счёту европейская. Именно поэтому мы обращаем внимание в первую очередь на европейских игроков. Играть с людьми, находящимися, например, в Америке, достаточно сложно, хотя бы из-за разницы во времени. Набор игроков отличается от игры к игре, но в Dota крайне важны командные взаимодействия, а для этого мы должны быть уверены, что игроки хорошо ладят. Поэтому в процесс набора плотно вовлечены действующие участники команды, мы ориентируемся на их советы и рекомендации. 

Игроки отлично знают свои сильные стороны. К примеру, человек, который знаменит своим умением саппорта (персонаж, основная цель которого — помогать команде. — Прим. ред.), вряд ли внезапно станет играть на кэрри (основной персонаж команды, который должен «тащить». — Прим. ред.). Парни внутри команды сами решают, кто в какой роли хорош и где он может приносить максимум пользы.

Как таковых трансферов, как в футболе, у нас не бывает, но игроки могут перемещаться из команды в команду по своему желанию. Особенно известен период после The International (самый крупный турнир по Dota 2), когда составы могут перемешиваться самым необычным образом и бывшие соратники легко могут стать главными конкурентами.

 

О случаях на турнирах

Часто происходят странные вещи. Например, как-то во Франкфурте во время турнира ESL-One начался такой сильный дождь, что залил часть арены, на которой проходили соревнования, и вызвал замыкание, в результате которого у половины сцены вырубилось электричество.

А этим летом на протяжении множества LAN-соревнований мы заработали себе прозвище Baggage Boys благодаря авиакомпаниям, которые теряли наш багаж каждый раз, когда мы перелетали с места на место. Сначала такие вещи пугают и раздражают, но со временем ты просто учишься смеяться над подобными происшествиями.

 

О поражениях

Честно говоря, единственное, что действительно помогает, — это время. Каждый игрок переживает поражения по-своему, особенно в важных играх, но самое главное, что они способны делать, — это по-взрослому осознать свои ошибки и сделать из них выводы. Конечно, некоторые поражения бывают сокрушительными, поэтому мы предлагаем игрокам взять небольшой перерыв, если это возможно, а также открыто обсудить друг с другом, что пошло не так во время матча. Психолога у нас нет, но как команда мы всегда обсуждаем проблемы игроков, потому что являемся довольно близкими друзьями.

 

Менеджер команды по Dota 2 о турнирах, тренировках и будущем киберспорта. Изображение № 2.

 

О подготовке

Наши игроки тренируются и персонально, и группами. Обычно ребятам требуется сыграть два-три паба (обычный режим игры. — Прим. ред.) перед началом скрима. Иногда парни катают несколько обычных игр и в конце дня, чтобы расслабиться и развлечься. Главная задача скримов — наладить командную игру и попробовать новые тактики, которые можно будет применять в официальных играх. У каждого игрока свой подход к тренировкам, но цель у всех одна — стать сильнее в индивидуальном плане, отработать свои слабые стороны и внутрикомандную целостность.

Сейчас команда играет два-три скрима в день, и плюс к этому каждый игрок катает столько пабов, сколько сможет. Добавьте к этому один-два официальных матча каждый день, и вы получите минимум семь-восемь часов игры в Dota. И это неудивительно, некоторые наши игроки проводят за мониторами по 10–12 часов в сутки. Во время сборов перед The International парни играют по 12 часов в день, не считая того времени, когда им нужно присутствовать на LAN. Они просыпаются, завтракают и начинают играть. Достаточно тяжёлое расписание, но такая отдача требуется для того, чтобы стать топовой командой. Большую часть года парни играют из дома. Основные требования — это хорошее интернет-соединение и мощный компьютер. Во время летних сборов команда играет и живёт в заранее определённом месте.

 

О тренере

На данный момент тренера у нас нет. Основная причина этого заключается в том, что хорошим тренером может стать человек, покинувший соревновательную сцену только что, потому что игра постоянно меняется, и люди, игравшие профессионально, скажем, три года назад, могут иметь определённые трудности с тем, чтобы адаптироваться в изменившейся среде.

Если говорить о тренере, то наши игроки предпочитают обсуждать всё коллективно и детально в любой момент, когда это требуется. Хотя обычно в команде есть один-два человека, которые берут на себя лидерские обязанности. Как правило, это человек, который набирает героев на игру (чаще всего это капитан, но необязательно), и игрок, который отвечает за ганки в начале/середине игры, тем самым задавая поединку выгодное для своей команды направление. Конечно, каждая команда устроена по-своему, где-то иерархия жёстче, где-то слабее, но самое главное — это хорошо налаженная коммуникация.

 

Менеджер команды по Dota 2 о турнирах, тренировках и будущем киберспорта. Изображение № 3.

 

О зарплате

Гонорары сильно зависят от игрока и конкретного случая. В основном все члены команды получают фиксированную зарплату и большую часть (если не весь) призового фонда, выигранного ими. Также у них есть возможность зарабатывать на различных видах мерчандайзинга.

 

О профессии

Если ты хочешь играть профессионально, то должен относиться к игре как к работе. Под этим я имею в виду, что во время игры нужно постоянно искать способ повысить своё мастерство. Например, ты можешь играть в Dota каждый день по восемь часов и никогда не достичь 5000 MMR (очень высокий рейтинг игрока. — Прим. ред.) или не добиться интереса к себе от команды. Чаще всего это происходит потому, что, играя, ты не обращаешь внимания на свои слабые стороны и не пытаешься исправить ошибки, которые совершаешь.

Профессиональные игроки, даже являясь уже частью команды, уделяют много внимания избавлению от своих слабых сторон. Допустим, ты обычно берешь персонажа на мид (центральная линия из трёх существующих на карте. — Прим. ред.), выигрываешь его и неплохо чувствуешь себя по ходу игры. Чтобы сделать шаг навстречу профессиональной сцене, тебе нужно развивать свои таланты, сфокусироваться на том, чтобы стать ещё лучше, чем сейчас. Возможно, тебе не хватает умения следить за картой, тогда во время игры нужно уделить как можно больше внимания этому аспекту, вместо того чтобы просто играть, как обычно.

Ну а когда ты считаешь, что уже готов к соревновательной Dota, тебе всё равно придётся адаптироваться к профессиональной сцене, привыкать к команде. Играть в пабах и играть на топ-уровне — абсолютно разные вещи, и они требуют абсолютно разного подхода и настроя. Этот этап иногда занимает целый год. 

 

О будущем киберспорта

Размер призового фонда на TI4, как и весь турнир в целом, доказали, что Dota как сообщество движется в правильном направлении. На мой взгляд, количество зрителей, наблюдавших за соревнованием, даже более важно, чем сумма призовых. Это именно тот путь, по которому наша сцена должна развиваться, и я могу представить, что через десять лет индустрия киберспорта будет такой же большой, как футбольная или хоккейная.