На этой неделе в Ватикане проходит Синод католических епископов и, чёрт возьми, на этот раз пожилые клерикалы приготовили (и уже подожгли) настоящую информационную бомбу. «Гомосексуалисты имеют таланты и достоинства, которые они могут предложить христианскому сообществу; готовы ли мы принять этих людей и гарантировать им место в нашем сообществе? Часто мы хотели бы видеть Церковь такой, чтобы она стала для них гостеприимным домом», — гласит текст документа Relatio post disceptationem, вынесенного на обсуждение рабочей группой епископов. В нём, конечно, содержатся оговорки о непризнании церковью гей-браков и гомосексуальности как нормы, но не всё же сразу!

 

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 1.

Перед нами вызревает один из важнейших прецедентов века в истории церкви — католики, осознав невозможность радикального сопротивления, признают гомосексуалов полезными для христианского общества людьми. В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение. «Должно пожаловать в наш дом, можете предложить нам ваши таланты и достоинства?». Вместе с этим документ содержит и упоминание «позитивных аспектов гражданских союзов и сожительства». Видели когда-нибудь полное торжество свободы над властью? Так вот это оно и есть.

Винить или благодарить все будут не ход истории, но конкретного человека — Хорхе Марию Бергольо, папу Франциска. Лучше биографию для реформатора нарочно не придумаешь: первый в истории папа из Нового света, первый за 150 лет папа-монах, да ещё и с дипломом химика-технолога, болельщик футбольного клуба «Сан-Лоренцо», отказавшийся от дворца архиепископа и личного лимузина в пользу общественного транспорта и скромной квартиры. При этом большим либералом Франциска не назовёшь: в бытность свою кардиналом он придерживался консервативных позиций по всем болезненным для РКЦ вопросам: эвтаназии, абортам и всё той же гомосексуальности. Но в 2013-м, уже в статусе понтифика, Франциск вдруг заявил: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Эхо раздалось на этой неделе.

   

В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение

   

 

Священники, поддержавшие геев

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 2.

Архиепископ

Десмонд Туту

Я бы никогда не стал поклоняться гомофобному Богу. Я бы отказался отправиться в гомофобный рай. Я бы сказал: «Спасибо, но я лучше отправлюсь в другое место». 

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 3. 

Архиепископ Кентерберийский

Джастин Велби

Я знаю кучу гомосексуальных пар, чьи отношения могут послужить примером для других людей, и это важно. Было бы абсурдом заявлять, что в них меньше любви. 

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 4. 

Проповедник

Пэт Робертсон

Я думаю, что есть мужчины, заточённые в женское тело, и наоборот. И они хотят изменить пол. Это радикальная процедура, и я не вижу в ней никакого греха, и никого не виню. 

 

Раньше вот никто судить не стеснялся. На протяжении всей истории христианства гомосексуальные отношения рассматривались как тяжкий грех, однозначное отношение к которому неоднократно зафиксировано в книгах Ветхого и Нового Заветов. Первое полноценное упоминание содержится в книге Левита, в «Кодексе святости»: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». До женщин добрался уже Новый завет. Послание к римлянам, первая глава: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным». 

В IV веке христианские императоры приговаривали мужеложцев к сожжению, в VI — кастрировали и водили по улицам на потеху толпе. Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния. К концу XIII века в игру вступила инквизиция, и обвинения в педерастии стали рутиной. Примерно тогда же гомосексуалы окончательно оформились в качестве козла отпущения для социума: на их нечестивое поведение списывали катаклизмы, войны и эпидемии. Параллельно произошло смягчение наказания, первый вселенский католический собор 1179 года постановил изгонять провинившихся монахов из орденов и заключать в монастырях, а мирян — изолировать и лишать общения с верующими.

   

Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния.

   

 

Гомосексуальность в рядах клира

 

Ирония судьбы, над которой не перестают смеяться последние несколько десятков лет, — обилие гомосексуальных скандалов внутри самой католической церкви. Официально Церковь всегда яростно боролась с провинившимися, но при этом, как это частно бывает во властных институтах, борьба зачастую заканчивалась где-то у порога высоких уровней иерархии. Например, в XI веке архиепископ Турский Ральф пролоббировал назначение своего любовника епископом Орлеанским, реакции папы Урбана II так и не последовало.

Хотя папу Бенедикта IX в 1048 году по обвинениям в гомосексуализме со святого престола сместили, а репутация папы Юлия III в XVI веке была основательно подмочена отношениями со своим приёмным племянником. Этот ряд можно продолжать достаточно долго: надуманным или имеющим основания обвинениям в «противоестественном грехе» подвергось немало понтификов.

В XXI веке в дьявольские сети попадались рыбы поменьше — в основном латиноамериканские епископы, скандалы с которыми во многом и спровоцировали назревшую революцию в РКЦ.

 

 

Дальнейшего смягчения пришлось подождать ещё без малого 700 лет: в 1791 году Декларация прав человека и гражданина в революционной Франции отменила уголовное наказание за гомосексуализм. Ряд государств отказался от наказаний за мужеложество в XIX веке, но по большему счету окончательно процесс декриминализации в развитом мире завершился в прошлом — двадцатом. Россия присоединилась к списку в 1993 году вместе с католической Ирландией.

 

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 5.

Что вообще такое XX век для христианской церкви и её самой могущественной конфессии? История уступок и поражений. Авторитет уже давно растерян, а тут ещё расцвет социализма, сексуальная революция, май 1968-го и прочие катаклизмы. Лишившись инструментов насилия, церковь столкнулась с суровой реальностью капитализма: как сохранить аудиторию, когда есть Rolling Stones? Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоанна Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали, но вот отношение к литургии и другим конфессиональным и межконфессиональным аспектам смягчили — за это Второй ватиканский собор 1962-1965 до сих пор чтят главным этапом реформации церкви в прошлом столетии. С ним же, кстати, сравнивают и нынешний Синод. В 1986-м, правда, дошло и до гомосексуальности. Тогда Конгрегация доктрины веры выпустила письмо ко всем епископам под заголовком «Забота пасторов о гомосексуальных личностях» с подробными указаниями по обращению с геями, лесбиянками и бисексуалами. В нём гомосексуальность объявлялась уже не грехом, но опасным недугом, ведущим к моральному злу. Документ осудил физическое и вербальное насилие по отношению к сексуальным меньшинствам, с известной оговоркой: гомосексуальность — это всё равно очень и очень плохо. На самом деле оговорок было множество, среди них —обвинения в адрес гей-активистов и категорическое непризнание христианских про-ЛГБТ-групп.

Да, такие есть, и в немалом количестве. Квир-богословие определяет себя как теология, очищенная от гетеронормативной религиозности. Квир-богословы используют риторику теологии освобождения и позиционируют Библию как источник освобождения в том числе и от гнёта общественной дискриминации. Главное практическое направление квир-теологии — очищенное от линз гетеросексизма переосмысление священных текстов. Например, известный ветхозаветный эпизод про Содом и Гоморру, сожжённые богом за распущенность их жителей. В нем содомляне, узнав о том, что житель города Лот принял в доме трёх странников, приходят к его порогу и изъявляют желание коллективно «познать» их. Классический канон трактует это как проявление гомосексуальности, но квир-богословы вслед за протестантским теологом Дереком Бейли видят причиной божьего гнева негостеприимность и насильственные намерения содомян. По примеру и все остальные упоминания божественного запрета на однополую любовь про-ЛГБТ христиане переносят именно на сексуальное насилие над мальчиками по его римскому образцу.

   

Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоана Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали

   

 

Гомосексуальность в других конфессиях

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 6.

Лютеранство

Лютеранство является одной из наиболее либеральных христианских конфессий. В США, Германии, Италии и Нидерландах Церковь освящает однополые союзы. Церковь Швеции официально венчает однополые браки, а в Норвегии гомосексуалы могут становиться священниками.

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 7. 

Англиканство

Англиканская церковь занимает относительно консервативную позицию. На Ламбертской резолюции в 1998 году гомосексуальные акты были объявлены «не совместимыми с Писанием», а архиепископ Вестминстерский Бэйзил Хьюм в 1997 году назвал гомосексуальность заболеванием, призвав, однако, уважительно относиться к «больным».

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 8. 

Православие

Русская православная церковь официально считает гомосексуальность «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». РПЦ отказывается принимать концепт «гомосексуальная ориентация», но призывает «с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности». 

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью. Изображение № 9.

Но лояльное отношение и даже поддержка прав гомосексуалов католиками — не субкультурное явление. По данным опросов 2003 года, 35% американских католиков поддерживают однополые браки. Спустя 10 лет, по данным Public Religion Research Institute, их поддерживают уже 57%. И это последовательная позиция: 60% поддерживают также усыновление детей гей-парами. Более глобальные исследования подтверждают предсказуемый тезис о том, что восприятие проблемы католической паствой напрмяую коррелирует с уровнем экономического развития страны: 99% угандийцев будут против, а вот 43% испанцев — за однополые браки.

Если утвержденные государством и освященные церковью однополые браки пока остаются остро дискусионным вопросом, то отношение к гражданским бракам или моногамным гомосексуальным отношениям принимает однозначно одобрительный характер. В конце концов, в XXI веке моногамность — это почти роскошь, и тут уж действительно не до привередливости, противники промискуитета будут всем рады. В защиту гражданских союзов между представителями одного пола за последние десять лет высказались архиепископы Милана, Вашингтона, Венны, Боготы и Брюсселя. 

В 2011 году, более 300 католических теологов подписали меморандум «Церковь 2011», в котором призвали РКЦ пересмотреть свое отношение к людям, живущим в однополых партнерствах. Это был не единственный революционный призыв меморандума — там же содержались пункты о разрешении женатого священства и рукоположения женщин. Посмотрим, чем удивит субботний отчет ватиканского Синода. Но лед, кажется, тронулся окончательно. Иначе и быть не могло — Римско-католическая церковь в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию. Разумеется,  солидная часть католической паствы обвинит своих отцов в слабости и неумении хранить традицию. Но это будет обвинение не столько в адрес Церкви, сколько в адрес Истории, которая без всяких сантиментов перемалывает традиции и уклады год за годом, тысячелетие за тысячелетием. Так вечные ценности отделяются от традиционных.

UPD. Из опубликованного в субботу финального варианта документы были исключены спровоцировавшие интерес прессы положения о геях и разводах. Они не смогли набрать необходимых двух третей голосов среди 183 епископов. Как заявил преподобный Томас Росика, англоязычный спикер на Синоде, — «Это показывает, что работа идет. Нам еще есть куда развиваться».

   

Римско-католическая церковь
в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию