Вчера вышел в прокат приключенческий боевик «Беглецы» с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской в главных ролях. Тайга, конные погони, перестрелки — фильм явно наследует богатую советскую традицию истернов, переосмыслявших ковбойское кино в реалиях коммунистического общества.

 

 

Истерн, он же остерн (нем. Ost — Восток), он же борщ-вестерн, — советский субжанр приключенческих боевиков, как правило, повествующий о событиях гражданской войны и снятый в декорациях тайги или азиатской пустыни.

Начало гражданской войны в России принято отсчитывать с февраля 1917 года. Но интересующий нас этап начался с весны 1920-го: адмирал Колчак уже казнён, Деникин на дредноуте «Мальборо» отбыл в Англию, туда же через Эстонию бежал Юденич, а барон Врангель осел в Константинополе. Разбив белое движение и заключив мир с Польшей, большевики вступили в затяжное противостояние с повстанцами на границах бывшей империи. Самое организованное и серьёзное по масштабам сопротивление советская власть встретила на юге, где местные общественные организации под шумок решили создать Туркестанскую автономию на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Противостоявших большевикам пантюркистов прозвали «басмачами», а среднеазиатские пустоши в народном сознании стали последним, не считая внутреннего, фронтом борьбы с контрреволюционерами. Представители важнейшего из искусств, в свою очередь, обрели почти неиссякаемую тему для фильмов и благодатную фактуру, вполне сопоставимую с Диким Западом.

Первым знаковым истерном принято считать «Красных дьяволят» Ивана Перестиани, что, впрочем, не совсем верно. Немая экранизация повести Бляхина рассказывает о молодых романтиках из украинского посёлка, которые решаются дать отпор банде Махно. В данном случае ни о какой вторичности фильма по отношению к американским вестернам речи не идёт, просто в основу литературного первоисточника легли приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида. В любом случае фильм стал настоящим экшен-хитом, по легенде даже Владимир Маяковский лично высказал Перестиани свое восхищение, и режиссёр снял ещё четыре продолжающих франшизу «Дьяволят» истории в течение одного 1926 года. Намного больше соответствовал канонам жанра снятый в 1928-м «Потомок Чингисхана», хотя стороны конфликта в нём были не совсем традиционные — честные монгольские охотники против английских колонизаторов. После него истернам пришлось взять длительную передышку — в 1929-м с подачи статьи литературного критика Рыкачёва в журнале «Молодая гвардия» в СССР началась травля всего, что связано с приключенческим жанром. «Лихая индивидуальная предприимчивость» и «вульгарная романтика игры со смертью» были объявлены глубоко вредными для воспитания советского человека вещами, и на место приключенческому кино пришло «антиприключенческое кино».

 

   

Туркестанская автономия

непризнанное государство, просуществовавшее
с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918-го
на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

 

 

 

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 1.

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 2.

«Красные дьяволята»

 

Если верить журналисту Федору Раззакову, ренессанс истерна санкционировал сам Иосиф Сталин. Наслаждаясь американскими вестернами 1930-х в компании членов политбюро, вождь изрек: «У нас много своей пустыни. Разве у нас некому снимать такие приключенческие картины?» Слова Сталина было принято воспринимать как руководство к действию, и вскоре высшие чины советского кино принялись активно стимулировать съёмки отечественных аналогов. В 1936-м на экраны вышел «Джульбарс» Владимира Шнейдерова — уже вполне каноническая история про борьбу пограничников с бандой басмачей. За ним последовал «Тринадцать» Михаила Ромма, ставший культовым не только в Советском Союзе — в 1944-м американский ремейк «Сахара» с Хамфри Богартом в главной роли получил три «Оскара». Кстати, в 1995 году вышел ещё один ремейк — на этот раз с Джеймсом Белуши.

После Второй мировой войны в СССР попали тысячи трофейных фильмов, в основном американского производства. Иосиф Виссарионович вновь стал пропадать в своем «домашнем» кинотеатре и, посмотрев «Дилижанс» Джона Форда, практически повторил свой вопрос руководителю кинокомитета. Вскоре советские зрители увидели первый истерн, действие которого происходило уже не в годы гражданской, а во времена Великой Отечественной войны, — «Смелые люди». По сюжету работники коневодческого завода под Кисловодском совершают дерзкие набеги на коммуникации фашистских захватчиков. Сталину понравилось. Впрочем, следующая волна популярности истернов нахлынула уже после его смерти.

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 3.

 

Красные вестерны

Ещё одним социалистическим субжанром вестерна стали красные вестерны, действие которых разворачивалось на американском Диком Западе, но по понятным идеологическим причинам герои менялись местами с антигероями: зрителю предлагалось поболеть за индейцев и мексиканцев, противостоящих гнету ковбоев-империалистов. Локомотивом красных вестернов стала восточногерманская студия DEFA, а главным супергероем-индейцем — югослав Гойко Митич.

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 4.

В 1960 Джон Стёрджес, вдохновившись «Семью самураями» Акиры Куросавы, снял свою «Великолепную семёрку», а через пару лет фильм взорвал советский прокат. Оглушительный успех у зрителей уравновешивался гулом критики в газетах: эксперты-коммунисты увидели за эффектными сценами идеологическую пропаганду американской агрессии. Критиков поддержал Никита Хрущёв, и «Совтелеэкспорт» отказался от дальнейшей закупки вестернов. Зато внутренние производители начали активно заменять продукт — в 1960-е вышло несколько, пожалуй, самых известных истернов в истории жанра. Это, конечно, «Неуловимые мстители» (1966) и «Белое солнце пустыни» (1969). Непризнанной жемчужиной истернов того периода остаётся «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса. Мрачная лента о литовских «лесных братьях» под жанровой оболочкой несла в себе слишком очевидный и пропитанный европейско-католическим духом заряд рефлексии, так что народным хитом фильму стать было не суждено. Кстати, именно режиссёру Жалакявичюсу было предложено возглавить проект «Пустыня», но он, как и Андрей Тарковский, отказался. В итоге за фильм взялся «неблагонадёжный» Владимир Мотыль, а название заменили на «Белое солнце пустыни». Картину очень прохладно встретили критики, считается, что она вообще попала в прокат только благодаря тому, что понравилась ещё одному властному любителю боевиков — Леониду Брежневу. Сейчас в это даже трудно поверить — «Белое солнце пустыни» входит в коллекцию легенд советского кино, а реплики героев разошлись на цитаты.

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 5. 

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 6.

Фильм Мотыля серьёзно поднял планку для советских истернов, размыв совсем смешные уже по меркам 1960-х идеологические пунктиры героев. Протагонист из светлоликого ангела коммунизма превратился в простого смертного с его негеройскими противоречиями, а злодей приобрёл немного голливудской харизмы. Следующей вехой стал дебют Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). В нём по-своему привлекательных антигероев уже несколько, а жанровая упаковка становится ещё более условной. В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками, но уже не могли претендовать на такое внимание аудитории, как раньше. Географически же локации приключенческого кино основательно сместились в тайгу и степь.

Не будет преувеличением сказать, что истерны умерли вместе с советской империей. Когда стенки относительно герметичной массовой культуры прорвала гласность и туда хлынули городские боевики и фильмы про боевые искусства, истерн с его устаревшими мифами окончательно потерял актуальность. Афганистан и Чечня отодвинули на задворки народного сознания память о войнах начала века. Закрыл тему постмодернистский пастиш Рашида Нугманова «Дикий Восток» (1993). Антиутопия, инспирированная франшизой про «Безумного Макса», полностью отказалась от советских мифов и выстроила своё пространство скорее по мотивам реальности 1990-х: байкеры-бандиты, дети в огромных тренчах, немецкая порнография и деньги в качестве основной мотивации как плохих, так и хороших героев. Говорят, главная роль предназначалась погибшему Виктору Цою, а на одну из второстепенных хотели позвать Дольфа Лундгрена, но и без них «Дикий Восток» генерирует достаточный градус безумия. Лучшей ленты на роль последнего истерна и придумать сложно: холодная война закончилась, гражданскую забыли, а область Дикого Востока в то время внезапно покрыла всю территорию развалившейся страны. Среднеазиатская пустыня с городком в скалах, логовом байкеров и старым кабриолетом «Чайка» на этом фоне смотрится не столько последним фронтиром, сколько эскапистским оазисом.

   

В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками.

   

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино. Изображение № 7.