Booty dance и его всевозможные проявления давно перестал быть экзотикой. Клубы кишат школьницами, вдруг решившими, что они не хуже Майли Сайрус, а провинциальные кружки танцев предлагают даже самым безнадёжным освоить секреты вызывающих движений, выучив которые можно ехать на съёмки клипа Ники Минаж. В нашем новом материале мы решили разобраться, откуда берёт своё начало booty dance, в каких танцах основное внимание уделяется женским ягодицам и как эти первобытные движения обретают популярность в разных частях планеты.

 

Откуда ноги растут: Как эволюционировали танцы для задницы и появился тверк. Изображение № 1.

 

Пожалуй, одним из первых танцев, где начали активно задействовать ягодицы, стал особо любимый русскими женщинами танец живота. Появился он на Ближнем Востоке, и упоминания о нём встречаются в текстах путешественников ещё задолго до появления христианства. Считается, что данный танец являлся особым ритуалом у древних женщин перед деторождением: таким образом он помогал им сформировать группу мышц, не задействованных в обычной жизни и облегчить боли при родах. Однако многие историки склонны полагать, что древний танец живота не имеет ничего общего с тем, который многие привыкли видеть сегодня, объясняя это многовековым господством ислама, в котором внешний вид женщины несовместимым с образом нынешних танцовщиц. Согласно этому, современная интерпретация танца была создана в конце XIX столетия в Европе под влиянием восточного фольклора и мифологии. Немаловажную роль в этом сыграл спрос аудитории того времени на окутанную тайной культуру Востока.

 

Малайах

Более откровенным вариантом танца живота и самым настоящим арабским хип-хоп-вариантом booty dance считается так называемый малайах (M'alayah). Однако от своего предшественника он перенял, пожалуй, только костюмы: всё основное внимание в танце сосредоточено на бёдрах танцовщиц, которые в самых различных позах выкручивают ими различные геометрические фигуры. Всё это украшает конферансье, который собирает со зрителей деньги и во время танца закидывает девушек банкнотами. Чтобы в живую увидеть малайах, надо напроситься на свадьбу приятеля, проживающего где-нибудь в районе Персидского залива, а также надеяться, что он не ортодоксальный мусульманин, поскольку у последних танец, судя по множеству комментариев на YouTube, положительных эмоций не вызывает.

 

 

Квасса-квасса

Другим центром зарождения танца бёдер стали Африка и Латинская Америка. И если в случае с первыми речь идёт о многочисленных вариациях ритуальных плясок у костра, движения в которых были чем-то сродни словам в невербальной молитве и проявлениям сексуальных эмоций, то во втором случае танец современных жителей Южной Америки родился вследствие культурного влияния конкистадоров, которые привнесли в культуру разрозненных племен континента свой колорит. 

Одним из прадедушек современного тверка родом из Африки можно считать популярный в 1970-х танец, называемый квасса-квасса. Своё начало он берёт в Республике Конго, откуда распространился по другим африканским государствам.

 

 

Мапука

Более вызывающим вариантом африканского booty dance является традиционный танец народов Западной Африки, получивший название мапука. Основное внимание в мапуке сосредоточено на женских бёдрах и ягодицах, сами девушки во время движений даже не поворачиваются к зрителю лицом. Некоторые представители власти посчитали мапуку слишком откровенной, и, например, в Кот-д’Ивуаре в 1998 году публичное исполнение танца запретили.

  

Откуда ноги растут: Как эволюционировали танцы для задницы и появился тверк. Изображение № 2.

 

Реггетон

Латиноамериканские танцы, появившиеся в результате влияния испано-португальской культуры, являются одними из самых чувственных и эмоциональных; и в силу необъяснимой любви мужчин Южной Америки к большим формам их женщины не могли не сосредоточить внимание зрителей на своих ягодицах, что и нашло отражение во многих бальных и народных танцах жителей континента и близлежащих островов.

Симметричным ответом американскому тверку стал появившийся в ранних 1990-х музыкальный жанр и одноимённый танец реггетон. Родиной реггетона считаются Панама и Пуэрто-Рико, где впервые скрестили традиционную музыку Ямайки с американским хип-хопом. Реггетон быстро стал популярен среди испаноязычных стран, а также мигрантов, проживающих в США. Движения в реггетоне представляют собой быстрое вращение и тряску бедрами, если танцующих двое и это мужчина и женщина, то подразумевается, что женщина поворачивается к своему напарнику спиной и совершает те же движения, касаясь его промежности.

Однако природа последних движений достаточно спорна, поскольку многие приписывают их рождение бразильской ламбаде, напарницам Патрика Суэйзи в «Грязных танцах» и кубинским проституткам (власти Острова свободы долгое время открещивались от статуса родины данного танца), которые таким образом завлекали туристов с долларами (для советских граждан так не танцевали). Так называемый грайндинг (от англ. grind — шлифовать) и его латиноамериканские синонимы sandungueo и perreo приобрели невероятную популярность за счёт откровенной сексуальности и быстро распространились по всему миру, дойдя к 2000-м до дискотек в российских школах. Любой уважающий себя альфасемиклассник в те времена был обязан обхватить свою одноклассницу (а если повезёт, то и старшеклассницу) и совершать движения, напоминающие сами знаете что.

Реггетон по понятным причинам вызвал неоднозначную оценку у многих политиков, которые в разное время пытались запретить его публичное исполнение. Так, например, популярный в Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике общественный деятель и актёр Вельда Гонсалес возглавил целую кампанию против данного танца, однако, как показала история, потерпел фиаско.

 

 

Даггеринг

Более жёстким вариантом реггетона и его производных является танец, получивший название даггеринг (daggering). Всем своим действом танец изображает половой акт, причем без лишней чувственности и изысканности. Более того, в нём присутствуют элементы борьбы и различные акробатические па. Власти Ямайки пытались запретить даггеринг, пытались ограничить распространение музыки, под которую, собственно, совершается это действо, местные медики фиксировали переломы мужских детородных органов и предостерегали от этого, однако ничего не помогло. С распространением интернета о даггеринге узнали в Европе и даже стали проводить тематические фестивали.

 

 

Surra de Bunda

Ещё один танец родом из Южной Америки — Surra de Bunda (в переводе с португальского «удар прикладом» или «наказание задницей»). Его авторами считаются участники бразильской группы Tequileiras do Funk. Танец привлёк к себе внимание в середине 2010 года и быстро стал вирусным. Его исполнение требует как минимум двоих человек, мужчину и женщину. Мужчина садится на пол и вытягивает ноги, в то время как девушка начинает танцевать вокруг него. Затем она закидывает обе ноги за плечи своего напарника и под музыку сгибает их в коленях.

 

Откуда ноги растут: Как эволюционировали танцы для задницы и появился тверк. Изображение № 3.

 

Бамп

Самым сдержанным предшественником нынешнего тверка является бамп (от англ bump — удар). Своё развитие бамп получил благодаря распространению диско в США и Европе в середине 1970-х, а именно появлению нескольких композиций, таких как «The Bump» британской группы Kenny, дискохита «Lady Bump» в исполнении Пенни МакЛин и «Give Up the Funk» Джорджа Клинтона и группы Parliament. В ходе танца напарники сталкиваются друг с другом бедрами, всё это в современных реалиях выглядит достаточно безобидно, однако в 1970-х вызывало осуждающие комментарии у поколения постарше.

  

 

Тверк

Booty dance в США имеют свою длинную историю, связанную, как правило, с выходцами из стран Южной Америки и афроамериканцами, однако привычное для всех название тверк появилось в начале 1990-х. Рождение слова связывают с хип-хоп-сценой Нового Орлеана и таким музыкальным жанром, как баунс (bounce). Впервые слово можно услышать в композиции DJ Jubilee «Do the Jubilee All» в 1993 году. Считается, что в основу названия легли слова «twist» и «jerk».

До официального признания слова Оксфордским словарём оставалось ещё 2о лет, а сам танец только начал приобретать привычный нам вид. Немаловажное значение в популяризации тверка приписывают хип-хоп-дуэту The Ying Yang Twins, выпустившему на рубеже тысячелетий клип на композицию «Whistle While You Work». Тогда впервые о слове, как и о самих движениях, которые до этого если и имели, то совсем другое название, стали говорить в рамках всех США. С началом нового столетия танец выходит из подполья и перестаёт быть прерогативой афроамериканцев. Так, в 2006-м, о тверке уже поёт Джастин Тимберлейк, а затем и другие белые исполнители.

В 2009 на YouTube появляется канал, которому многие приписывают немаловажное значение в популяризации тверка. На нём две девушки-подростка, которые именуют себя Twerk Team, показывают настолько художественное исполнение, что назвать тверк обычной тряской задницы уже не поворачивается язык.

Годом, когда повальное увлечение тверком стало критичным, можно считать 2013-q: его танцуют все, от худощавой Майли Сайрус, которой, казалось бы, и нечем трясти, до девушек из Сибири.

О том, что же будет с тверком в будущем, остаётся только догадываться. Возможно, следующим шагом станет создание кружка по тверку в начальной школе или сельском дворце культуры. Тем не менее попытаться объяснить повальное увлечение последним можно популярностью хип-хоп-культуры, которая с начала 2000-х вышла из андеграунда и стала мейнстримом, а вместе с ней в багаж аксессуаров обычных белых подростков перекочевали и все сопутствующие ей атрибуты.