Песни о море прочно вошли в нашу жизнь. Для кого-то всё начиналось с монументального «А волны и стонут, и плачут…», для кого-то с песни Юрия Антонова «Море, море», звучавшей в одном из выпусков мультсериала «Ну, погоди!» Принимая во внимание непредсказуемость, хтоническую мощь и загадочность морской стихии, к ней за вдохновением обращались и многие метал-исполнители. Многие из них руководствовались индивидуальным подходом, сочиняя свои истории или по-своему интерпретируя сам образ, другие брали за основу реальные события, третьи опирались на художественные произведения. Мы выбрали десять треков, которые в полной мере отражают все эти три подхода к морской тематике в тяжёлой музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Iron Maiden

«RIME OF THE ANCIENT MARINER»

Около 20-ти с половиной лет назад, где-то в начале 1984 года, немного отдохнув после очередного продолжительного тура, британцы Iron Maiden согласно плану приступили к записи пятого полноформатного альбома. Загруженный под завязку график двух последних лет вымотал музыкантов, и, по признанию Стива Харриса, бас-гитариста и основателя команды, они решительно не представляли, что писать, ведь никаких заготовок на этот раз не было. Да и когда сочинять, если востребованность группы и контракт не оставляли в гастрольном графике свободного времени?

Тем не менее три месяца относительно напряжённого труда в студии Compass Point Studios на Багамских островах не прошли даром. Результатом работы стал не только заслуженный двухнедельный отпуск, но и альбом «Powerslave», показавший что Iron Maiden могут не только работать в сторону ускорения звучания, но и писать сложные, монументальные композиции. К таковым относится «Rime of Ancient Mariner» – «Сказание о старом мореходе», 13-минутная, самая продолжительная до сих пор песня команды.

В основу текста песни легла одноимённая поэма английского поэта-романтика, критика и философа Сэмюэла Тейлора Кольриджа. Поэма была написана в 1797–1799 годах, её сюжет повествует о сверхъестественных событиях, произошедших с моряком во время затяжного плавания где-то в Антарктике. Несмотря на фантастичность сюжета, поэма также носит и элементы нравоучительной притчи, так что не удивляйтесь, когда Брюс Дикинсон, с чистой совестью горланивший до этого знаменитые куплеты «Six, six, six – the number of the Beast» завершает песню словами «Мореход должен был учить нас примером — любить всё то, что создал Бог». Учитывая, что среднегодовая температура на Багамах держится в районе 30 градусов по Цельсию, легко предположить, что Брюсу просто напекло голову.

 

Running Wild

«UNDER JOLLY ROGER»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Bathory

«SHORES IN THE FLAMES»

 

На момент выхода альбома «Under Jolly Roger» (а это было в 1987-м) немецкую скоростную хеви-метал-банду Running Wild знали как четвёрку бескомпромиссных парней, поднаторевших в сочинении тяжёлой и быстрой музыки приличного качества. Альбомы «Gates of Purgatory» и «Branded and Exiled» принесли группе определённую известность. Под бессменным командованием поющего гитариста Рольфа Каспарика, выступавшего под псевдонимом Рок’н’Рольф, группа выбилась в люди, её стали приглашать на фестивали с набиравшими популярность Voivod и Tormentor, а участие в записи сплит-альбома «Metal Attack Vol. 1» вместе с Celtic Frost, Grave Digger и Helloween помогло завоевать новых поклонников. Running Wild, конечно, никуда не бежали, но хорошим шагом шли в ногу с лидерами современной им сцены.

Не сильно отличаясь концептуально от тяжёлых команд своего времени, банда Рок’н’Рольфа писала песни о заурядной чертовщине, однако здорово выиграла в оригинальности и популярности, выбрав для нового релиза пиратскую тематику. Музыка осталась прежней, и хотя мастерство и опыт музыкантов завоевали им славу, тексты о похождениях пиратов, идеально положенные на динамичные, зубодробительные риффы, мелодичность композиций, создающая необходимый авантюрный романтический антураж, и обновлённый имидж выгодно отличали Running Wild от других групп спид-метал-сцены. Сама песня «Under Jolly Roger» («Под весёлым Роджером») стала гимном группы, без которого не обходилось ни одно выступление. Канонада пушек и отрывистые команды капитана пиратской шхуны звучали в преддверии характерных галопирующих риффов и мощного припева, под который, тысяча чертей, так хорошо горят торговые каравеллы.

 

 

Знатный шведский тролль Квортон помимо солидного вклада в блэк-метал-культуру не зря считается одной из ключевых фигур, повлиявших на становление нового для своего времени жанра viking metal, вехой в истории которого стала дата 16 апреля 1990 года — именно в тот день германский лейбл Noise Records выпустил пятый альбом Bathory — «Hammerheart». Будучи логическим концептуальным продолжением полноформата «Blood, Fire, Death» этот релиз задал чёткое направление новому музыкальному течению, последовательно расставив необходимые приоритеты. Насыщенная жизнь викинга от рождения до смерти, почитание традиций, кровавые набеги, приход в северные земли христианства — всё это проиллюстрировано грязновато-вязким, то торжественным и одновременно резким звучанием гитар и яростным, хриплым вокалом самого Квортона, который временами поёт чистым голосом, а также точечно расставленными хоровыми партиями.

 

Заглавная песня альбома «Shores in the Flames» — последовательное описание начала, кульминации и успешного завершения похода северян на беззащитные прибрежные города. Холодная и чистая, дикая и напористая, клокочущая энергия композиции передаёт и безликую силу морской стихии, и ярость отрядов викингов, атакующих на рассвете город. Никакого пафоса — только кровь, железо и студёные волны Cеверного моря.

 

Septicflesh

«ARCTIC CIRCLE»

Греки Septicflesh хорошо стартовали в 1991 году. Атмосферный дет-метал уроженцев Афин пришёлся по душе поклонникам экстремальной сцены во всём мире, песни о древних расах, забытых божествах и тайных, непременно тёмных культах стали той изюминкой, без которой группу никто уже не мог представить. «Mystic Places of The Dawn», «Esoptron», «Ophidian Temple» — от альбома к альбому Septicflesh росли и развивались. Такие альбомы как «Brotherhood of the Fallen Knights», «Marble Smiling Face» и «The Eldest Cosmonaut» обеспечили ему славу в веках! Казалось бы, группа пришла к успеху, несмотря даже на то что в её музыке появились элементы менее популярного в то время дум-метала.

В 1999 случился новый релиз — «Revolution DNA». И всё перевернулось с ног на голову. К альбому приложил руку шведский продюсер Фредерик Нордстрём, зарекомендовавший себя работой с моднейшими коллективами Arch Enemy, Dark Tranquility, In Flames и Opeth; одновременно с этим Кристос Антониу, гитарист Septicflesh уверенно заявил: «Я верю в то, что мы сделали превосходную работу. «Revolution DNA» стал революционным в плане звучания. Конечно, столь радикальные перемены в сторону среднетемпового мелодик-готик-метал не всем пришлись по душе, но это была честная работа». Так что не будем вешать всех собак на Фреда, не будем судить и самих музыкантов, но факты остаются фактами — в 1999 году большинство фанатов группы в один голос возопило: «Septicflesh продались!» Дарк-метал от греков всех действительно удивил, столь разительно звучал новый материал по сравнению с привычными закалённому уху «дезовыми» мелодиями, столь чуждыми казались названия новых песен — «Science», «Radioactive», «DNA», «Telescope». Куда делись старые добрые константы «преисподняя», «склеп», «шаманские ритуалы»?

Была на альбоме ещё одна необычная по своей лёгкости и мелодичности композиция с совершенно невероятным для греков заголовком «Arctic Circle». Её герои — участники полярной экспедиции, чей корабль в сопровождении любопытных китов входит в пределы полярного круга навстречу полярной ночи и слепящим снегопадам. Невесомые гитарные переборы, атмосферные партии клавишных и дуэт чистого и зловещего мужского голоса создают образ враждебной и завораживающей в своей красоте северной земли. Четыре года спустя Septicflesh реабилитировали себя в глазах слушателей, вернувшись к корням на альбоме «Sumerian Daemons», а «Revolution DNA» многими был справедливо переоценён.

 

Рёв прибоя: 10 великих метал-треков на морскую тематику. Изображение № 1.

 

Ahab

«Antarctica The Polymorphess»

 

Немецкая команда Ahab — флагман «морского метала». Собравшись в 2004 году, мужчины сделали пару правильных стратегических ходов: присвоили группе имя маниакального, упёртого капитана Ахава, гонявшегося за Моби Диком по океаническим просторам на шхуне «Пекод»; свой жанр обозначили nautical doom metal, дальновидно обойдя малопопулярное определение funeral; и решительно постучались в дверь ведущего тяжмет-лейбла Napalm Records, с которым гитарист Крис Гектор и вокалист Даниэль Дорсте были уже хорошо знакомы по работе в группе Midnattsol.

Первый альбом Ahab «The Call of the Wretched Sea», целиком и полностью основанный на романе Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», был сию минуту замечен, и хотя музыкально он мало отличался от современных ему работ жанра, публика была довольна. Обложкой второго альбома «The Divinity of Oceans» послужила картина Теодора Жерико «Плот „Медузы“», но к крушению одноимённого фрегата у берегов Сенегала песни релиза не имели отношения, хотя описывали в целом схожую историю. Альбом повествовал о злоключениях команды китобойного судна «Эссекс», судьба которого отчасти вдохновила Мелвилла на написание его magnum opus. Кораблекрушение, свирепый кашалот, отчаянье и каннибализм! Третий же релиз Ahab «The Giant» — это вольное изложение «Повести о приключениях Артура Гордона Пима», не самого известного, но одного из самых загадочных произведений Эдгара По, тайны этой повести ещё Лавкрафт обыгрывал в бессмертных «Хребтах безумия». На «The Giant» явно ощущается творческий рост Ahab и их удаление от канонов funeral doom, хотя тяжёлое, давящее чувство растерянности перед лицом океана, неотвратимости гибели и сознания безнадёжности попыток выжить по-прежнему ярко и убедительно озвучены командой.

 

Mastodon

«Blood and Thunder»

Napalm Records — хороший, зарекомендовавший себя лейбл, но куда лучше быть подписанным на Relapse, а то и Warner Brothers! Mastodon (Атланта) быстро заручились поддержкой этих компаний, лихо ворвавшись в чарты на гребне волны нового американского хеви-метала. Соединив в своей музыке всё лучшее, что они видели для себя в диапазоне сладж и прогрессив, бескомпромиссная четвёрка один за другим регулярно выдаёт релизы любого формата — от сплит-альбомов с мэтрами ZZ Top, High on Fire и Deftones до мощных полноформатных альбомов.

В 2004 году Mastodon записали вторую пластинку «Leviathan», обложка и тексты которой вновь возвращают нас к погоне за Cвященным Граалем одноногого капитана Ахава — за белым китом. Альбом на все голоса расхваливали ведущие специализированные издания, «Kerrang!», Terrorizer, Metal Hammer вешали на него награды вроде «Альбом года», а песня «Blood and Thunder» впоследствии вошла в саундтрек к игре Need for Speed: Most Wanted.

 

Arkham Witch

«Lord of R’leyh»

 

Пх’нглуимглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн! По координатам 47° 9' южной широты и 126° 43' западной долготы, на юге Тихого Океана под толщами воды расположен подводный город Р’льех, где «в своём чертоге мёртвый Ктулху грезит и ждёт». Есть информация, что летом 1997 года подводные акустические сенсоры несколько раз зафиксировали чрезвычайно громкий ультранизкочастотный звук, получивший название «Bloop». Исследования показали, что источник звука расположен примерно по координатам 50° ю. ш. и 100° з. д. По общему характеру звук походил на произведённый животным, которое должно было иметь гигантские размеры, гораздо больше голубого кита. Такие животные науке неизвестны. С этого момента звук более не повторялся. Правда ли это? За сколько купили, за столько и продаем.

Британская команда Arkham Witch, ориентирующаяся на звучание олдскульного хеви с элементами традиционного дума, имеет в своём послужном списке целый ряд песен по мотивам произведений Лавкрафта, песен на морскую тематику чуть меньше. А угарный хеви-рок-номер «Lord of R’lyeh» объединяет обе темы в одну. Саймон, харизматичный вокалист команды со свойственной ему обстоятельностью говорит: «Наши пристрастия к Лавкрафту отличаются от видения других групп тем, что мы на самом деле не концентрируемся на „фантастическом“ аспекте его прозы и не стараемся воссоздать эффектность его страшных историй. Некоторые группы сосредоточены именно на этом, они стараются создать эту зловещую атмосферу, взывая к духу Древних. А мне всегда нравилась идея исполнения открытых, может, даже угарных рок-песен, несущих в себе послание истинной погибели и разрушения, как бы мы там задорно их не пели».

 

Рёв прибоя: 10 великих метал-треков на морскую тематику. Изображение № 2.

 

Zaum

«Red Sea»

 

В 2013 году два канадца Кайл Александр Макдональд и Кристофер Льюис на почве совместных симпатий к психоделическим дум-вибрациям и в частности таким, которые исполняют оклендские стоунер-монстры Om, создали свой проект — Zaum. А Zaum через год отметился первым альбомом «Oracles». Психоделическая аура, эстетика Ближнего Востока, каким он был в древности, миражи пустыни и древние легенды проплывают перед внутренним оком слушателя как в дыму кальяна. Вместо гитар — только ситар и бас с минимумом дисторшена. И, в принципе, это подходящий саундтрек для библейских сюжетов, о которых пишут тексты Zaum.

Текст песни «Red Sea» напоминает слушателям об одной истории, случившейся, как понятно из названия, в районе Красного моря в стародавние времена во время исхода евреев из Египта и их бегства от фараонова войска. Бог показывал им путь: перед ними он шёл днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море, которое расступилось перед ними, но потопило погоню. «И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря». Такая история. Don’t mess with Moses.

 

Ocean Chief

«Slipstein»

 

Не питая иллюзий на предмет возможности выловить своими силами золотую рыбку, чьи магические способности воспевал ещё авторитетный источник — известный воспитанник няни всех времён и народов Арины Родионовны, два шведа Бьорн Андерссон и Тобиас Ларссон сколотили в 2001 году группу и назвали её без обиняков Ocean Chief. Вдохновлённые мифами родной земли, деяниями языческих богов, сокрушительной силой морской стихии и травой они быстро нашли единомышленников и один за другим записали неполный десяток разноформатных релизов. Давящий психоделический дум от Ocean Chief просторен, дремуч и гулок. Он универсален и саму вселенную музыканты предлагают рассматривать именно как бесконечный океан, достичь которого можно самыми разными путями, а стихийные силы — противовес тирании монотеистических религий.

Горланить на шведском про Одина — что может быть правильнее? Казалось бы, вот суть истинных сынов севера. Но на вопрос о том, понравились бы их песни непосредственно суровым прародителям-викингам, вокалист Бьорн отвечает расплывчато: «Может быть, и понравились бы, если б они сыграли их на своих инструментах. Кстати, на чём они вообще тогда играли? На кожаной флейте, верно?»

 

Old Sea And Mother Serpent

«She of the Black Scale»

 

Грузные, перекатывающиеся дисторшированные риффы группы с неожиданными мелодичными на грани меланхолии пассажами иллюстрируют мистические сюжеты, в том числе и на морскую тематику. «She of the Black Scale» — песня в лучших традициях страшных морских историй. Корабль-призрак с проклятой командой бороздит моря в свете полной луны и призывают на нечестивое пиршество Змеиную Богиню в чёрной чешуе. Английское торговое судно «Октавиус» (1775), парусник «Сибёрд» (1850), бригантина «Мария Целеста» (1872), германский четырёхмачтовый барк «Фрея» (1902) — список кораблей, найденных в море без экипажа, можно продолжить. Пожалуй, неплохо, что иногда о них вспоминают пусть даже и в таком ключе. Написанный в соответствии со всеми требованиями современной дум-сцены трек закрывает нашу сегодняшнюю подборку.