Культура нанесения татуировок на свиней имеет долгую историю. Свиней издавна татуировали, чтобы следить за ними, пока они росли и перевозились на продажу. Сохранилось много старых фермерских пособий по этому процессу, появилось несколько новых, а отдельные сайты даже предлагают устройства для того, чтобы нанести татуировку свинье именно ради хозяйственных соображений.

Помимо этого, свиная кожа по своим качествам очень сильно напоминает человеческую, и татуировщики традиционно тренировались на ней, перед тем как начать набивать что-либо на человеке. Свиную кожу для практики рекомендуют брать на рынках у мясников, которым она, в общем-то, и не нужна в таких количествах. Позиция тех, кто так делает, вполне понятна: зачем делать ошибки на собственных ногах или, того хуже, на клиенте, если можно тренироваться на свиной коже?

Даже самые первоклассные татуировщики сегодня продолжают тренироваться на свиной коже и учат этому других. Живая свинья, однако, стала объектом татуировки и одновременно объектом искусства не так давно. Сегодня татуированной свиньёй уже никого не удивить — как, впрочем, и любым татуированным животным — от лысых кошек и до татуированных рыбок, которые, кажется, стали практически традиционным подарком на удачу в Китае и Вьетнаме.

Свиньи же стали первыми животными, татуированными из художественных соображений, и наибольшую славу им принёс в 2000-х годах художник Вим Делвой, о котором мы писали в статье про татуировку и искусство. Но об этом позже.

 

   

Даже самые первоклассные татуировщики сегодня продолжают тренироваться на свиной коже.

   

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 1.

История татуированных свиней в искусстве официально начинается с 1977 года, когда художник в Техасе выставляет маленького татуированного поросёнка в галерее. У поросёнка на боках набиты крылья, и увидеть его может любой желающий. Художника зовут Энди Фихэн, поросёнка — Миннесота, а сам проект называется «Татуированная свинья как эстетическая диалектика».

В течение двух лет после своего обучения в художественной школе Энди навязчиво рисовал поросёнка с крыльями — как метафору возможности невозможного, поговорки «When pigs fly». О свинье с крыльями он мечтал с детства и понял, что эту мечту вполне можно сделать реальной — с помощью татуировки. Как написал он много позже, в 2000-е годы: «Я хотел, чтобы поросёнок стал искусством и вёл роскошную жизнь, как домашнее животное, странное и драгоценное животное в человеческом обществе». Художник надеялся, что этот проект поможет людям пересмотреть отношение к свиньям в целом — и крылья станут символом того, что животное сможет избежать необратимого конца.

Для своего проекта художник выбирал своего поросёнка тщательно и хотел забрать его из экспериментальной правительственной лаборатории Hanford Site, где, как он знал, тогда разрабатывали миниатюрных свиней. Но ему было отказано — правительство сочло его действия негуманными, хотя художник сам считает, что действовал во имя искусства максимально гуманно по сравнению с тем, что делается со свиньями во имя науки.

Справедливости ради нужно сказать, что он нанял для своего проекта профессионального татуировщика и ветеринара и сделал процесс наименее болезненным. Поросёнка породы честер уайт побрили, обработали дезинфектором — поступили точно так же, как и с человеком, — и назвали Миннесотой. На следующее утро поросёнок проснулся и стал первой и единственной крылатой свиньёй в мире.

Поросёнок получил неоднозначный отзыв критиков: общественность и журналисты осудили художника за жестокость и унижение животного. Татуировки были ещё не общепринятыми, а искусство не шагнуло ещё так далеко и было к этому не готово.

Спустя некоторое время Энди Фихэн татуировал ещё одного поросёнка — самку Артемиду — по заказу бывшего конгрессмена, которому тогда исполнялось 70 лет. Хотя он и не хотел татуировать других свиней, но подумал, что у этого проекта есть разумный бюджет и, к тому же, он поможет избежать ещё одному животному смерти. Он сделал Артемиде татуировку и попросил пообещать в ответ на это, точно так же как и в случае Миннесоты, что её хозяин никогда её не зарежет. Оба хозяина не сдержали слово и зарезали поросят — и это стало провалом всего замысла проекта.

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 2.

Миннесота, Энди Фихэн

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 3.

Настоящую известность татуированные свиньи получили благодаря художнику Виму Делвою, который подхватил эту идею в 1990-х годах. Сначала он покрывал татуировкой только свиные шкуры, а потом перешёл и на живых свиней. Он покрывал их рисунками кинжалов, диснеевских принцесс и даже российскими тюремными татуировками и фактически построил огромную фабрикупо производству татуированных свиней.

Опасаясь осложнений с европейскими законами по правам животных, в 2004 году Вим перебрался в Китай, где купил целую ферму под Пекином и назвал её Art Farm (художественная ферма). За каждым животным, после того как на нём сделают татуировку под анестезией, ухаживают, кормят и дают возможность жить естественной жизнью. То есть фактически Вим обеспечивает им лучшую жизнь, чем если бы они отправлялись на убой. Татуировки на них делают сразу три мастера — чтобы успеть набить рисунок, пока свинья находится под обезболивающим.

При них есть даже специальный человек, который увлажняет их кожу, чтобы сохранить татуировку в хорошем состоянии. На всех видео гуляющие по ферме свиньи, кажется, вполне наслаждаются жизнью, но в этом процессе есть один этический момент: после смерти свиней с них снимают шкуры и продают коллекционерам — больше всего ждал свою свинью коллекционер символики Louis Vuitton.

Татуированные свиньи превращаются в отличный бизнес — свиные шкуры продаются по сотне тысяч фунтов на аукционе. Организации по защите животных шумят, аргументируя это тем, что животные не давали своего согласия, и на видео видно, как свиньи под обезболивающим всё равно болезненно реагируют на процесс нанесения татуировки. Два главных протеста таковы: животные страдают без лишней на то необходимости, над ними совершается насилие, чтобы получить коммерческую выгоду.

В интервью журналу Vice он говорил, что делал татуировки на арт-критиках, коллекционерах и десятках разных задниц — так что какая разница, что он делает это теперь на свиньях? Чтобы ещё больше подразнить аудиторию, он в одном предложении называет себя вегетарианцем и говорит, что моет руки сто раз в день. Одни отказали Виму в нескольких выставках, в то время как другие с удовольствием его пускают в свои галереи. К тому же, даже без выставок за границей на его ферме полно желающих увидеть его предметы искусства — точно так же, как и коллекционеров, желающих приобрести шкуры.

Следует отметить, что на выставки Вим старается возить только живых животных, которые могут вести себя не лучшим образом в музейном пространстве; возить только шкуры он считает ханжеством и компромиссом.

Зачем Вим вообще это делает? Это только одно из направлений его работы, посвящённой исследованию понятия ценности в мире искусства, а также реакции общества, сущности этики и закона: «Эти свиньи — милая аллегория, которая заставляет нас задуматься о том, что искусство значит для нас и где проходит линия между тем, что является искусство и что искусством не является». А после этого Делвой добавляет, что всегда хотел выращивать искусство вместо того, чтобы производить его: «Я делаю татуировки свиньям потому что они растут быстро и намного лучше подходят для татуировок, чем рыбы. Я делаю им татуировки, пока они молодые, и мне нравится, как художественные работы растягиваются и меняются со временем».

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 4.

ВИМ ДЕЛВОЙ

   

Louis Vuitton даже пытался конфисковать или засудить Делвоя за его работу. Он со смехом вспоминает, как представители компании в роскошных костюмах заявились в обшарпанный китайский музей с папками документов в руках: «Я был удивлен, что они не оценили иронию — неужели Арнольд не коллекционер предметов искусства сам?». Этот прецедент не остановил Делвоя: он продолжал дразнить другие компании, размещая их логотипы на спинах своих свиней — от Disney до Coca-Cola. «Одна из американский компаний даже купила себе права на символ ом, тысячи лет использовавшийся в Индии. Должна быть борьба с визуальным загрязнением — большие компании платят налоги государству за право размещать свои лого в огромном количестве. Люди по дороге на работу видят эти бренды, сумки и ботинки, бренды просто атакуют их коллективную память». Свинью с логотипом Louis Vuitton, кстати, художник назвал Луиза.

   

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 5.

Ругать его за жестокое отношение к свиньям становится как-то слегка неудобно, когда в другом своем интервью он говорит: «Свиньи так близки нам. Они голые, их легко татуировать — это первая причина. Они не чувствуют этого и даже не знают о том, что у них есть татуировки. Мы получаем органы от них, проводим на них генетические эксперименты, чтобы разработать лекарство для человечества... Свиньи имеют намного больше с людьми, чем мы когда-нибудь сможем признать».

Едва ли покажется удивительным, что оба художника, татуировавшие свиней, недолюбливают друг друга. Делвой смеётся над именами, которые Фихэн выбирает для свиней: «Только послушайте, какие роскошные имена! Моих свиней вот зовут Елизавета, Джон, Вим и Владимир». В ответ Фихэн пишет: «Он жесток. Его работа произошла от моей, но он просто карьерист, который увидел мои опубликованные в 1980-е годы работы и ухватил внешний принцип. Меня не интересовало производство предметов на продажу и зарабатывание денег. Делвой — ремесленник от искусства, он работает только ради денег».

Делвой и Фихэн — не единственные художники, выставлявшие татуированных свиней как объект искусства, но, пожалуй, никому, кроме Делвоя, не удалось добиться мирового успеха. Её в 1994 году китайский художник Ху Бинг выставил покрытую фальшивыми татуировками живую свинью и человека-манекена, чтобы посмотреть, как они будут взаимодействовать. Выставка называлась «Культурное животное» и закончилась весьма неоднозначно. 

После Делвоя татуированная свинья стала привычным объектом популярной культуры — с ней рисовали картины на прошлом амстердамском тату-фестивале, а поп-художник Питер Блейк продал на благотворительном аукционе деревянную свинью, разрисованную татуировками за 21 тысячу фунтов. Остальные 34 свиньи из серии — например разрисованная клевером — продавались значительно дешевле — примерно за 7 тысяч фунтов. Самый эксцентричный способ обращения с татуированной свиньей — во Вьетнаме: её сначала татуируют, используя натуральные чернила, а потом готовят и едят.

Список можно продолжать, и в том числе за счёт российских кейсов — на логотипе одной известной тату-студии нарисована татуированная свинья, а иллюстраторы российского происхождения Анна Джули и Карина Акопян нарисовали небольшой комикс про Семёна, который татуировал свиней.

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 6.

Дмитрий зеленцов

   

Наша свинка зарегистрирована как часть логотипа Faux Pas Tattoo. На вопрос "А почему свинья?" мы отвечаем, что это, прежде всего, - красивое животное. Но, разумеется, имеем в виду эксперименты художника Вима Дельвоя и многих аморальных татуировщиков. Дальше каждый может додумать сам.

   

Свиные татуировки на людях 

Чтобы закрыть тему свиней и татуировки, справедливо упомянуть, как часто среди татуировок встречается изображение свиньи. Свинья на пару с петухом была классическим сюжетом олдскульной татуировки. Эта парная татуировка (свинья на одной ноге, петух на другой) должна была помочь моряку не утонуть в пути. Ни одно из животных не умеет плавать и не любит воду, и это, по причудливой логике, должно было помочь морякам быстро выбраться из воды.

Другое, более прозаичное объяснение, сводилось к тому, что такая татуировка гарантировала продовольственную обеспеченность моряка в пути — ветчиной и куриным мясом. При ещё одном, уже стратегическом расположении татуировок они должны были помочь в любых сложных ситуациях в море («Pig on the knee, safety at sea. A cock on the right, never lose a fight»).

Как ни странно, сегодня изображение свиньи оказывается популярным выбором для еврейской татуировки — как ирония над своей религией и один из её негативных символов. Самая широкая же группа владельцев татуировки со свиньёй — это, бесспорно, повара, включая фуди — фетишистов от еды. Один из героев блога про татуированных поваров признаётся, что каждый повар мечтает о татуировке со свиньёй — можно найти целые серии поваров и их свиных татуировок. Существует даже такое поверье, что у повара с татуировкой свиньи блюда из бекона будут отличны — он так любит этот ингредиент, что сделал себе татуировку с его изображением.

Значений здесь, на самом деле, тоже может быть довольно много — один из поваров сделал татуировку в честь того, что его сын родился в год свиньи, кто-то делает эту татуировку в честь, как ни странно, мест, откуда он родом, а у некоторых даже 12 татуировок со свиньёй. Самая странная татуировка, пожалуй, — у повара Джил Беррон из Чикаго. Она просто написала слово «свинина» на внутренней стороне своей губы, что довольно забавно, учитывая то, что она работает в вегетарианском ресторане.

 

Всё о татуировках на свиньях. Изображение № 7.