В эпоху интернета такое понятие, как любительский журнал, или попросту зин, казалось бы, должно быть давно забыто. Тем не менее самодельные журналы продолжают активно существовать. Преподаватель Британской высшей школы дизайна и создатель собственной школы Данила Шорох рассказывает, кто делает современные зины и зачем они нужны.

 

Какие бывают зины

Зины можно поделить на три типа. Первые — иллюстраторские, самые распространённые. Некоторые создаются одним человеком: он и арт-директор, и иллюстратор, и дизайнер, и ко всему инвестор. Второй вид — это плеяда фэшн-зинов. Их делают люди, одержимые стилем, модой или определённым направлением в моде. Третья группа субкультурная и объединяет аудиторию по интересам. Если люди обожают жёлтые передники — они и занимаются журналом обо всех достоинствах и недостатках жёлтых передников. Это типичная для фанзина редакционная модель.

 

Кто делает современные фанзины и зачем это нужно. Изображение № 1.

 

Как создаются зины

Все кустарные вещи были ещё в XVIII веке. Кто-то издавал маленькие книжечки со стихами, кто-то политические памфлеты, стоящие королевской головы. Сейчас процесс коммуникации, конечно, упростился. Какое-нибудь контркультурное онлайн-издание так вообще требует минимум вложений — не нужны услуги типографий и распространителей. Но все равно есть ребята, обладающие обострённым чувством тактильности, они любят и умеют делать уникальные штуки: находить приятную бумагу, прострачивать два листочка на швейной машинке.

Разномастные красивые зины можно подцепить на развалах всяких музыкальных и немузыкальных фестивалей, где грудятся по 50–60 небольших издательств, всегда готовых чем-то удивить. Есть визуальные или чисто шрифтовые издания, есть независимые марки и лейблы, которые сотрудничают с графдизайнерами. Фанзины красиво раскладываются, имеют свои особенности и ноу-хау.

Например, листы могут никак не скрепляться между собой — стильное и экономное решение. Зины производятся ручным трудом, а не полиграфическим машинным, и часто оказывается, что они задействуют качественные технологии, недоступные мейджорам. The New Yorker не может выйти даже с одной полосой, сделанной руками, в типографии попросту нет специалиста, который вытянул бы тираж. А зины — вещь штучная. Один из моих любимых проектов, Shadows, использует специальные «сетки», которые надо накладывать на статичную картинку и, двигая, придавать иллюстрации динамику. По сути, это интерактивный синемоушн-журнал, где читатель выступает «режиссёром картинки».

Shadows, безусловно, сделан фанатами своего дела. Зины используют и массу других красивых бонусов — всякие марочки, наклеечки, открытки. А ещё они сотрудничают с большим количеством независимых иллюстраторов, которые нередко оказываются друзьями создателей, они помогают наполнять зин в обход дорогостоящих фотосъёмок. Да и вообще зины создаются энергичными командами дизайнеров-иллюстраторов-фотографов, с чьей подачи продукт рано или поздно начинает развиваться.

 

Кто делает современные фанзины и зачем это нужно. Изображение № 13.

Зины против журналов

Есть грань между фанзином и фанзином, ставшим журналом. К промежуточной стадии «фанзин-журнал» можно отнести Kings. Это альтернативный зин, печатающийся в две краски, чёрную и флуоресцентно-оранжевую, и при этом собирающий какую-никакую рекламу. Но красивый качественный зин не может держать марку, существуя всё время без денег. Если появляется редакционная команда, то зин начинает жить, и рано или поздно приходят серьёзные рекламодатели.

Так зин мутирует в журнал, то есть бизнес, а энтузиасты — в дельцов. 032с образца 2000 года превращается в 032с сегодняшний. Многие зины — если не вымирают — проходят этот путь. Кто-то, конечно, «стареет», становясь истеблишментом, но многие не теряют лица, оставаясь бодрыми, интересными и аутентичными.

Все тот же 032с стал известным журналом с мощными рекламными объёмами и бизнес-планами, но по-прежнему создаётся независимыми дизайнерами и авторами. Хорош и совершенно фантастический с точки зрения полиграфии журнал Paper Planes. Он немассовый и выпускается на дорогой толстой бумаге, с несколькими слоями вкладок, красивой оберткой и светской хроникой, вынесенной в отдельное нечто.

Есть и журналы, удачно маскирующиеся под зины. Их мимикрия решает такую задачу бизнеса, как привлечение целевой аудитории. Журнал House издаётся сетью лондонских пабов, отелей и ресторанов, но выглядит, как зин, по стилю и деталям, с рекламой, собранной в отдельную книжицу.

 

Кто делает современные фанзины и зачем это нужно. Изображение № 18.

Зины против интернета

Почему в нашу сверхинтернетизированную эпоху люди начинают заниматься штучными полиграфическими проектами? Потому что только за счёт подобных визуальных и тактильных историй можно зацепиться за читательский интерес, зацепиться на рынке. И я считаю, что в нашу эпоху повсеместного интернета есть место всему сразу.

Почему надо выбирать только целлюлозу или только цифру? К бумаге попросту добавился ряд медиа — интернет, телевидение, соцсети, — и она от этого не перестала существовать. Она существует вместе с остальными. Причём бумага — самый привлекательный для бизнеса носитель. Технология «сделать контент — опубликовать — продать рекламу» работает гораздо лучше в принте, чем в интернете.

Да и люди относятся к журналам с пиететом: ими можно владеть, любоваться и украшать книжный шкаф, и это никуда не денется, несмотря на все возможности сети. Хорошую цитату выдал арт-директор Esquire Джордж Льюис, когда его спросили, так ли велика разница между журналом и его айпэд-ипостасью. «Это всё равно что смотреть на женщину и заниматься с ней сексом», — сказал он. 

В эпоху интернета зины находятся в тонусе, адаптируются к повестке дня, обзаводясь цифровыми расширениями и ничем не противоречат принт-версии. Мультимедийность приносит больше дохода, да и аудитория живёт не вчерашним днём.

   

О русских зинах

Мне нравится следить, как на Западе люди оканчивают престижные графические училища и основывают успешные фанзины космической крутости. Многие же российские студенты, сдав диплом, могут сесть печально ждать, когда же их позовут на работу. Не пытаются сделать ничего сами. То есть в европейской и американской реальности молодые специалисты заточены на работу и создание отличных проектов.

У нас творческие натуры почему-то устроены иначе. Но есть и редкие заряжающие оптимизмом исключения. Например, Большаков, нашедший в себе силы самостоятельно сделать и напечатать отличный фанзин «Москвич». Мои ученики делают журнал фестиваля анимации под названием Mult Kult, журналы эзотерических сообществ, лепят издание для ценителей искусства, чьи страницы разрезаются, как книга из прошлого века, ножом для бумаги. Есть фанзин про архитектуру и урбанистику с буквально «построенной» обложкой, есть хобби-зин по вязанию с отличными обложками и слоганом «Отвязный журнал», есть кейсы про восточные единоборства, стрит-арт, издания для гиков с мозгами Шелдона Купера и фанатов fixed gear. Всё — с отличными макетами, достойным дизайном и выдумкой.

Совсем недавно крутой проект сделал юноша, увлекающийся чикагской мафией и околокультурой — комиксами, играми, фильмами и тому подобным. Помимо пятёрочного макета, у парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.

Но есть ещё один момент, досадно отличающий нашу реальность от западной. Это распространение. Российский читатель отдаёт дистрибьютору 90% стоимости журнала только за то, что его любимое издание лежит на прилавке. Всё остальное — качество печати, стиль колумнистов, уровень съёмки — дельцов не интересует, хотя это основные расходные статьи редакций. Вот эта ситуация с посредниками и мешает интересным нишевым проектам развиваться на территории России.

А если я приду в берлинский магазин, продающий, к примеру, новые марки одежды, то диалог будет примерно следующий: «Ребят, я фанатею от ваших дизайнеров. Кстати, я делаю фанзин и готов выпустить про вас фичу, если мои журнальчики полежат здесь на кассе». — «Чувак, мы тебе только рады».

Такова местная культура, в магазин здесь ходят не только отовариться, но и послушать музыку, почитать качественные журналы, пообщаться (вспомните Urban Outfitters, разросшийся по миру сетью магазинов-клубов). Журналы — неотъемлемая часть этого клубного мира, где коллаборации рождаются без всяких препон.

  

   У парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.

  

Кто делает современные фанзины и зачем это нужно. Изображение № 31.

Текст: Анисия Куницына. Фотографии: Настя Пожидаева.