Представляем нашу новую рубрику — в ней по пятницам мы теперь будем публиковать музыку, которой можно удачно скрасить конец рабочей недели, а если пойдет, то и все выходные. Формат до жути стандартный и больше смахивает на классический прием большинства других сайтов, поэтому на уровне концепции мы подготовили для вас нечто особенное. «Очень плохую музыку» будет вести наш друг Фрэнки, эксперт в области андеграунда, лязгающего метала и максимально грязных панков и к тому же создатель отличного паблика Bad Music FM. Так что каждую пятницу ждите, кроме прочего, экскурса в потаенные уголки музыкальных впадин и пустот, музыку аутсайдеров, обделенных славой гениев и другие изыски. 

Начать мы решили, естественно, с разговора о нашей стране — с того, как эта самая андеграундная музыкальная культура начала появляться у нас. Впрочем, слово автору. 

 

 

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 1.

 

Очень плохая музыка

выпуск № 1 «ранний советский андеграунд»

Конец 1980-х — начало 1990-х годов в нашей стране, как известно, ознаменовались большими переменами, потрясениями, событиями в политической и социальной жизни, к которым можно относиться по-разному. Этот период, который можно назвать новым «смутным временем», не мог не вдохновить талантливых молодых людей из культурного подполья. Гласность, ослабление цензуры — все способствовало развитию отечественного музыкального андеграунда, появилось множество новаторов, новые музыкальные стили, которые в силу известных причин ранее были доступны только избранным меломанам. Кроме всего прочего, в Ленинграде в 1991 году был открыт первый и до 1994 года единственный рок-клуб западного образца «Там-Там», который стал некой площадкой для развития молодых музыкантов, среди которых было немало смелых экспериментаторов.

Лично на мой взгляд, именно та эпоха является «золотой» для российской андеграундной культуры. Сейчас, когда есть интернет, слушателя сложно чем-то удивить, музыкальное подполье в России выглядит совсем иначе. Но в то время информационного дефицита появлялись самородки, которые и сейчас выглядят новаторами. Предлагаю вашему вниманию сборник одних из самых интересных (на мой субъективный взгляд) представителей отечественного андеграунда тех лет, первопроходцев в различных «неформатных» музыкальных жанрах.

  

 

1Монумент страха

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 2.

Группа «Монумент страха» образовалась в 1984 году под названием «Дым костра». Тогда они исполняли стандартный русский рок, но в 1987 году, сменив название, взяли другой вектор развития, начав играть минорную гитарную музыку на стыке постпанка, нойз-рока и индастриала. Группа долго оставалась «андеграундом в андеграунде», была завсегдатаем легендарного клуба «Там-Там». Качество записей оставляло желать лучшего абсолютно всегда, но это даже придавало их музыке пущей зловещей атмосферности, которая, на мой взгляд, осталась непревзойденной и по сей день.

2Иванов-даун

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 3.

В начале 1990-х годов в Киеве творилось безумие. Вернувшийся из армии Леша «Макет» Дегтярь собрал группу «Иванов-даун», которая навела шороху в тамошнем андеграунде. Зловещая, хаотичная, атональная музыка, полный беспредел на сцене. Поведение Макета во время концертов напоминало какой-то дикий шаманизм душевнобольного, а психоделические гитарные пассажи, нервные барабаны, а также вопли и стоны вокалиста — все это приводило публику в изумление и повергало в шок обывателя. В 1991 году вышел их единственный альбом «Best Urban Technical Noises», а группу тогда объявили одним из самых перспективных коллективов Киева.

  

3Шесть мертвых болгар

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 4.

Продолжаем тему шумов, но уже техногенного, индустриального происхождения. Группа со звучным названием «Шесть мертвых болгар» появилась на свет в середине 1990-х годов в Архангельске и стала первопроходцем отечественной шумовой индустриальной электроники. В их музыке сочетались эмбиентные элементы, исполненные на аналоговых синтезаторах, силовая электроника, производственные шумы, записанные в производственном цехе архангельского автопредприятия № 1 на любительскую аппаратуру, они ставили бесчеловечные эксперименты над живыми инструментами, привнося в музыку элементы дроуна.

4Бычий цепень

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 5.

Одними из пионеров гитарного индастриала можно назвать ленинградскую группу «Бычий цепень». Они являлись резидентами уже упоминаемого нами клуба «Там-Там». Ребята были поклонниками американского хардкора и английского грайнда, а также индастриала а-ля Ministry. Музыкально они представляли собой смесь хардкор-панка и индастриала. Нынче участники коллектива играют в группе «Сольпуга».

  

5Стук бамбука в XI часов

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 6.

Одно из чудес советской андеграундной музыки – проект «Стук бамбука в XI часов». Создан он был тремя музыкантами из Ижевска Дмитрием Носковым, Василием Агафоновым и Костей Багаевым. Ребята коллекционировали различные шумы и звуки, экспериментировали с ними, объединяя их с живыми инструментами. Получалось нечто космическое и медитативное. Позже к ним присоединилась Татьяна Ерохина, украсившая все это великолепие своим прекрасным голосом. Альбом группы «Легкое дело холод» был записан в 1991 году, а его стиль уже сейчас проще всего было бы охарактеризовать как трип-хоп и эмбиент. Так что то, что сегодня называется трип-хопом, формально появилось далеко не в Бристоле.

6Вой

Очень плохая музыка: Плейлист раннего советского андеграунда . Изображение № 7.

Вы не поверите, но такая разновидность экстремальной музыки как funeral doom, тоже, вопреки всеобщему мнению, изначально появилась на наших просторах. Иначе, как «похоронным думом», не охарактеризовать музыку группы «Вой». Московская команда в то время находилась под влиянием первой волны блэк-метала, и неудивительно, что их первый альбом «Кругами вечности» был записан в совсем уж экстремальном ключе. Ультрамедленный, скорбный, тяжелый металл, довольно глубокие тексты, надсадный, сиплый голос и эпатажное сценическое шоу — все это для нашей публики было шоком.