На этой неделе вышел потенциально главный консольный блокбастер года — Halo 4, считающийся, кроме прочего, одной из лучших попыток рассказать безумно увлекательную историю при помощи игры. По случаю этого события FURFUR решил подробнее разобраться в ее вселенной, сюжете и культурном вкладе, а также дать понять, как к ней стоит относиться обычному человеку, никогда не державшему в руках плазмоган.

 

О ЧЕМ ВСЕ ЭТО

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 1.

Год выпуска: 2001

Платформа: PC;
X360; Xbox

Место действия: Планета-кольцо Ореол Альфа. 2552 год.

 

Если вы никогда не играли в Halo, то наверняка не знаете, что сюжет этой игры поразительным образом напоминает сегодняшнюю ситуацию в нашей стране: религиозно одержимый союз инопланетных рас (Ковенант) грезит идеей очищения Вселенной от недостойных еретиков, то есть нас, людей. В этом они полностью полагаются на супероружие «святые кольца», в народе известное как Ореолы (они же — Halo), представляющее собой семь искусственных планет в виде бубликов. На самом деле они были созданы в далеком прошлом для уничтожения паразитирующей расы Потоп. Но вот незадача: при активации Halo вместе с ними в радиусе 25 тысяч световых лет будут истреблены и все остальные живые организмы. Единственный, кто может помешать этому, — модифицированный сверхчеловек Мастер Чиф, который в Halo: Combat Evolved пытается уничтожить Ореол Альфа.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 2.

Оценка: 97/100

 

«Halo — одна из лучших видеоигр на свете. Вы можете делать здесь множество вещей, о которых давно мечтали в видеоиграх. Microsoft создали Xbox, и благодаря этому мы теперь можем играть в такие игры, как Halo. Не пропустите».

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 3.

Оценка: 60/100

 

«Причина, по которой Halo заслужила столь высокую оценку западной прессы, остается неизвестной. Нам игра кажется всего лишь очередным FPS, причем далеко не самым интересным, самобытным или красивым. Если на Xbox это ново и свежо, то у нас такое давно уже не принято».

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 4.

Год выпуска: 2004

Платформа: Xbox; PC 

Место действия: Земля и ее орбита; планета Порог; планета-кольцо Ореол Дельта. 2552 год.

 

Мастер Чиф триумфально возвращается на Землю, чтобы получить медаль за уничтоженную в первой части искусственную планету-супероружие Ореол Альфа. А между тем в другой части галактики идет суд над высокопоставленным инопланетянином-неудачником Телем 'Вадами (он же — Арбитр), допустившим эту прискорбную потерю. Позже пути героев пересекутся, и круговорот геймплея занесет их на второй Ореол. Поочередно оказываясь в шкуре Мастера Чифа и проникшегося лояльностью к людям Арбитра, нам предстоит уничтожить второй мир-кольцо. Знали бы они, что все это бесполезно. Потому что даже после этого во Вселенной останется еще пять таких же планет.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 5.

Оценка: 100/100

 

«Сюжетная кампания Halo 2 предложила тонну новых элементов геймплея для всей вселенной Halo в целом. Что касается мультиплеера, в течение ближайших нескольких лет вы точно не найдете в Xbox Live ничего лучше».

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 6.

Оценка: 65/100

 

«Все признаки культового блокбастера: грамотный мультиплеер, эпический сюжет и профессионально срежиссированные заставки; полная поддержка геймпада от Xbox 360. Как хорошо написано в комментариях к оценкам, "много шума из ничего"». 

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 7.

Год выпуска: 2007

Платформа: Xbox 360

Место действия: Земля; космическое 
строение Ковчег. 2552 год.

 

Уничтожив в предыдущей части Ореол Дельта (второй из семи гигантских миров-колец), Мастер Чиф в компании своего старого инопланетного приятеля Арбитра и земных войск устремляется на долгожданную встречу с Потопом и Ковенантом, которая должна состояться на Земле, по случаю их вторжения. Дело в том, что недалеко от высокотехнологичного города Нью-Момбасы инопланетный альянс обнаружил древнейший артефакт, который открывает портал к Ковчегу — сооружению, способному активировать все Ореолы в нашей галактике, а это — смерть всему живому. Не будем раскрывать вам суть хэппи-энда, а просто скажем, что в конце игры Мастер Чиф с Кортаной останутся дрейфовать на обломке корабля в открытом космосе. В свое время эта неопределенная концовка свела с ума сотни фанатов.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 8.

Оценка: 100/100

 

«Лучшая игра в серии лучшей FPS-франшизы нашей эры. Все унаследованные недостатки предыдущих частей здесь настолько незначительны, что даже самый недоброжелательный обозреватель на этом свете не сможет найти ни одной причины для низкой оценки игры». 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 9.

Оценка: 50/100

 

«Halo 3 — торжество маркетинга над человеческим разумом, творчеством и технологиями. Море режимов в соревновательном мультиплеере, от проверенной классики до оригинальных придумок, с раздачей "экспы". Грустно, что при таких стараниях и затратах общий результат — никудышный».

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 10.

Год выпуска: 2009

Платформа: Xbox 360

Место действия: Земля; 2552 год.

 

Действие данного аддона происходит одновременно с событиями Halo 2. Пока Мастер Чиф и команда героически пытаются уничтожить Ореол Дельта, мы в роли неопытного орбитального десантника (ODST) вынуждены шататься по Новой Момбасе в поисках потерявшихся членов своей команды. Эту задачу усложняет вторжение истосковавшегося по Земле Ковенанта.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 11.

Оценка: 89/100

 

«Эта игра, может быть, и не переизобрела франшизу заново, но элегантно дополнила вселенную Halo материалом, который точно стоит потраченного на него времени. Здесь есть все, что нужно фанатам серии, а для апологетов мультиплеера — даже больше».

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 12.

Оценка: 86/100

 

«Halo 3: ODST не подвела и показала знакомые события с другой, неведомой нам стороны. Причем сделала это так изящно и красиво, что впору дивиться гениальности разработчиков. Конечно, игра не лишена недостатков, но их очень мало».

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 13.

Год выпуска: 2010

Платформа: Xbox 360

Место действия: Планета Предел. 2552 год.

 

Действие игры разворачивается за пару недель до событий Halo: Combat Evolved. Главный герой (снова не Мастер Чиф) Ноубл Шесть вместе с элитным отрядом суперсолдат Noble Team пытается защитить от вторжения Ковенанта планету, являющуюся одной из главных штаб-квартир Космического Командования Объединенных Наций. Не будем нагонять вокруг сюжета излишнего тумана, потому что всем, кто хоть немного играл в Halo, заранее известно (а кто не играл, сейчас узнает), что ничем хорошим эта история не закончится: все шесть членов отряда погибнут один за другим, а планета Предел станет непригодной для жизни.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 14.

Оценка: 100/100

 

«Halo: Reach — шедевр Bungie, и если у вас есть Xbox 360, вы будете полным идиотом, если не купите диск — даже, если вы не фанат шутеров, вы будете удивлены тем, насколько крутой может быть игра».

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 15.

Оценка: 90/100

 

«Не поиграть в Halo: Reach могут позволить себе только те, кто ненавидит эту вселенную, а таких людей в мире, по нашим подсчетам, не больше, чем военнослужащих в армии Республики Сан-Марино». 

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 16.

Год выпуска: 2012

Платформа: Xbox 360

Место действия: Искусственная планета Реквием. Приблизительно 2030 год.

 

Бесцельно продрейфовав около четырех лет на обломке корабля, Мастер Чиф с подружкой Кортаной попадают на планету, принадлежащую предтечам. Там их уже во всеоружии ждут бойцы Ковенанта и местные жители прометеане во главе с неким Дедактом, представителем расы сверхсуществ предтеч. Но, как вы уже догадались, это далеко не самая главная проблема — Чифу нужно как можно быстрее вернуться на Землю, чтобы предотвратить цифровую шизофрению Кортаны, быстро прогрессирующую из-за ее старения.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 17.

Оценка: 93/100

 

«Halo 4 — настоящий шедевр, праздник, который всегда должен быть со всеми геймерами. А два запланированных продолжения делают Xbox 360 консолью, обязательной к покупке. Истинный король платформы вернулся домой и вновь занял свое место на троне».

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 18.

Оценка: 90/100

 

«Halo 4 продолжает держать высокую планку всех своих предшественников. Эмоциональное возвращение Мастер Чифа и Кортаны стало самым захватывающим событием игры, а сюжетная компания покорила новые горизонты нарративного качества франшизы».

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕРИИ

 

МИНУСЫ

   В силу консольного происхождения игры, графика в Halo всегда была не
               самой сильной стороной серии, и сейчас хуже Halo 2 смотрится разве что
               Halo: Combat Evolved, а хуже нее — только Quake. Но разработчики всегда
               выжимали из Xbox и Xbox 360 максимум возможного. Поэтому Halo 4 на
               большом экране с расстояния в несколько метров будет смотреться вполне
               пристойно.

   Одним из главных недостатков серии, даже по признанию фанатов,
               является смешной дизайн инопланетных противников и их сооружений,
               сильно контрастирующий с серьезным сюжетом игр. К счастью, в Halo 4
               наконец-то появились новые враги, оружие и строения с довольно
               интересным дизайном.

   Главный бич всех игр серии, включая даже Halo 4 — однообразные локации.
               Дело в том, что для того, чтобы успеть запустить игру вместе с Xbox в
               далеком 2001-м, разработчикам пришлось пойти на компромисс. С тех пор
               это вошло у дизайнеров в привычку и стало основной отличительной
               чертой серии.

ПЛЮСЫ

   Крепкая история со своей мифологией, занимающей сотни страниц в
               Википедии. Чтобы вникнуть во все тонкости сюжета Halo 4, желающим
               придется перелопатить ни один гигабайт информации. Но при должном
               упорстве придуманный разработчиками из Bungie мир захватывает не хуже,
               скажем, эпопеи Star Wars.

   Запоминающийся главный герой. Несмотря на то, что никому из геймеров
               и обычных смертных так и не удалось увидеть лица Мастер Чифа, это не
               помешало ему занять третье место в списке 50 лучших героев игр в
               книге рекордов.

   Очень хитрый искусственный интеллект Ковенантов до сих пор удалось
               превзойти не многим создателям игр: инопланетные твари прячутся за                
               укрытиями, нагло уворачиваются от выстрелов и гранат и не стесняются
               обходить вас с тыла. Благодаря этому все бои в играх превращаются в
               хитроумные схватки с искусственным интеллектом, исход которых во
               многом зависит от скорости тактического планирования игрока.

   Саундтрек. Его ценность давно признали даже самые большие
               ненавистники серии. И не зря, потому что под его мелодии в настоящий                
               блокбастер превращается даже обычная стирка носков.

   Качественный мультиплеер. Его изобретательности и богатству режимов
               по-прежнему завидуют даже многие завсегдатаи PC-арен. Но при этом в Halo
               4 сингл все же проходить куда приятнее.

   Средства передвижения. На момент выхода первой части для шутеров от
               первого лица это было в диковинку. Несмотря на то, что сейчас погонями на
               баги и звездолетах уже никого не удивишь, в Halo они по-прежнему
               выглядят намного зрелищнее, чем в большинстве игр.

   Сюжетные ролики блокбастерного масштаба. Многочисленные CG-вставки
               с кинематографичными сражениями Мастер Чифа являются одной из
               главных причин массовой популярности этой франшизы: после их
               просмотра перед игрой не мог устоять еще ни один геймер.

 

КУЛЬТУРНЫЙ ВКЛАД

 

 
В далеком 2001-м году Halo: Combat Evolved стал первой игрой, доказавшей миру геймеров, что в шутеры можно играть не только сидя за столом, но и лежа на диване.

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 19.

 
За сегодняшнюю моду на регенерацию здоровья и возможность носить с собой только две пушки можно благодарить и ругать именно первую часть Halo.

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 20.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 21.

 

 

Благодаря первым двум частям в мире было продано на 50% Xbox больше, а Xbox 360 до сих пор продолжает держаться на плаву именно благодаря всем последующим продолжениям.

 

 

Если верить слухам, нанокостюм героев Crysis и многих других игр был разработан под явным впечатлением от брони Мастера Чифа.

 

 Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 22.

 

Согласно неподтвержденным данным, песня Бейонсе «Halo» была написана после многочисленных бессонных ночей в компании Xbox и геймпада.

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 23.

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 24.

 

 

В отдаленном будущем появится фильм по мотивам игры, одним из продюсеров которого будет Питер Джексон. Ничто не мешает ему превратиться в очередную масштабную трилогию, которая окончательно вытолкнет из кинотопов всех «Крестных отцов».

 


Благодаря 
Halo люди вновь обратили внимание на теории Сферы Дайсона и Мира-Кольца Ларри Нивена. Некоторые геймеры даже стали утверждать, что Земля на самом деле не такая, какой мы ее видели в фильмах Майкла Бэя. 

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 25.

Как любая монументальная франшиза, Halo мгновенно стала неисчерпаемым источником мемов. Вот один из них: Halo Spartan Heaven.

 

Путеводитель по вселенной Halo как лучшему примеру сюжета, рассказанного при помощи игры. Изображение № 26.