Недавно стала известна дата второй вечеринки Boiler Room в России: 2 октября Санкт-Петербург примет техно-эстафету у Москвы. Точное место проведения узнают только приглашённые гости и счастливчики, должные благодарить за билет генератор случайных чисел.

Накануне этого важного в клубной жизни обеих столиц события мы решили подготовить краткий экскурс по истории знаменитой «Бойлерной», чтобы выяснить, как вечеринка для своих превратилась в одно из самых ожидаемых событий в мире современной электронной музыки.

 

Прошлое

Как и все хорошие (а в будущем успешные) проекты, Boiler Room собирался буквально на коленке и делался в первую очередь для себя. Небольшая команда друзей во главе с идейным и духовным лидером проекта Блейзом Белльвиллем начала вещать о новой, интересной музыке из небольшого помещения старой котельной на окраине Лондона. 

В какой-то момент Блейзу пришла в голову довольно очевидная мысль: установить в комнате веб-камеру и превратить трансляцию из текстовой в визуальную, тем более что не все приглашённые друзья организаторов могли присутствовать на вечеринке лично. На ту пору гостями «Бойлерной» уже побывали многие представители локальной сцены города. Сначала потому, что в этой тусовке все друг друга неплохо знали, затем потому, что вечерние трансляции набирали всё более серьёзную популярность с каждым днём, грозя превратиться в нечто большее, чем просто развлечение для узкого круга тех, кто в теме. Так, собственно, и произошло.

Первый стрим команда провела в марте 2010 года, когда Белльвилль пригласил Тристана Ричардса и Феми Эдейми помочь ему записать микс для его собственного онлайн-журнала Platform. Дешёвую камеру прилепили скотчем прямо к стене, но ни антураж, ни низкое качество съёмки не повлияли на довольно значительное количество людей, просмотревших трансляцию от начала и до конца. Этот момент стал официальным днём рождения проекта Boiler Room.

Первую программу почтили своим вниманием несколько сотен человек. К концу месяца трансляций (передача выходила каждую неделю) число зрителей, пытавшихся одновременно попасть на канал, доросло почти до десяти тысяч. К следующему выступлению организаторы решили пригласить уже не кого-то из своих друзей, а просто приятных им музыкантов.

Понадобилось всего два месяца для того, чтобы небольшой, стартовавший как развлечение проект заметила пресса. После того как BBC сделали о Boiler Room отдельный материал, отыграть сет в «Котельной» стали стремиться музыканты со всего мира. Журнал Dummy Magazine обозначил BR наиболее важным событием года на сцене электронной музыки. Это действительно было так: маленькая комната на окраине Лондона стала виртуальной Меккой, куда приходили не просто слушать музыку, но приобщаться к последним тенденциям и веяниям.

В августе 2011 года команда Boiler Room устроила первую выездную сессию. Выступление тщательно отобранных игроков локальной берлинской музиндустрии прошло в помещении выставочного центра Stattbad. Для многих та трансляция стала единственной возможностью заглянуть в знаменитые клубы этой мировой техно-столицы.

 

 

Настоящее

Популярность этого выступления подсказала Блейзу Белльвиллю вектор развития проекта. Компания сосредоточилась на презентации локальных музыкантов — даже самым талантливым ребятам бывает очень нелегко получить хоть какое-то внимание прессы.

Вдобавок к этому было решено сохранять закрытый формат выступлений, что постоянно подогревало интерес к каждому следующему мероприятию и позволяло снизить затраты на арендную плату за счёт скромных размеров арендуемого помещения. Но самое главное, этот ход позволил команде BR добиться изначальных целей проекта: за каждой трансляцией следили только адепты качественного звука со всего мира. Несмотря на то, что за короткую, но насыщенную историю Boiler Room имели в хедлайнерах таких грандов, как Том Йорк, Flying Lotus, Эрика Баду и Нина Кравиц, проект всё так же продолжает считаться андеграундным, поскольку следует духу, а не букве этого определения. На данный момент шоу Boiler Room побывало уже в 50 странах.

 

 

Самые крутые сеты

Следить за новичками, которые поднимаются из пучины безвестности благодаря BR, безусловно интересно. Но сеты корифеев жанра — лучшая приманка адептов, только начинающих узнавать о самой концепции вечеринок «Бойлерной». Мы вспомнили пятерку лучших, на наш взгляд, партий, исполненных в рамках программы настоящими звёздами.

 

Нина Кравиц

Берлинский сет 2013 года.

 

Марк Ронсон

Лондон, сентябрь прошлого года.

 

Modeselektor

Неожиданное появление продюсера на берлинском фестивале, 2013 год.

 

Хадсон Мохоук

Презентация новой EP «Chimes». Вообще, это один из самых мощных лайвов Boiler Room, прошедший в Лос-Анджелесе в конце этого лета.

 

Four Tet

Берлин, октябрь 2012 года.

 

 

Самое красочное выступление

Суперприз за самое весёлое выступление (если бы награды такого рода практиковали парни из BR) наверняка получил бы американский продюсер Отто фон Ширах. За час сета он успел переодеться около десятка раз, причём делал это, не отходя от вертушки.

 

 

Предшественники

Twen FM

На самом деле Блейз со товарищи не выдумали никакого нового жанра. Ещё в 1999 году в Берлине стартовал проект Twen FM, работавший в формате некоего пиратского радио. К сожалению, корабль корсаров разбился о скалы родного законодательства и на какое-то время организаторы Twen FM утонули в судебных разбирательствах. Однако в 2010 году появились вновь. В отличие от Boiler Room, берлинские парни обустраивают свои трансляции более формально и проводят их строго по расписанию — пятничными и субботними вечерами.

Boiler Room: Как вечеринка для своих превратилась в важное музыкальное явление. Изображение № 1.

До недавнего времени следить за передачей можно было даже через iPhone, с помощью ныне покойного сервиса Qik. На каждую трансляцию организаторы разыгрывают бесплатные билеты.

 

Dublab

Небольшая студия на окраине Лос-Анджелеса долгое время вещала на чистом энтузиазме. Слабая скорость передачи стрима и очевидные проблемы с деньгами не помешали парням довести дело до неплохого уровня: на данный момент резидентами Dublab числятся Flying Lotus, Matmos, Why? и прочие знаковые деятели.

Boiler Room: Как вечеринка для своих превратилась в важное музыкальное явление. Изображение № 2.

 

Будущее

Уже в этом году Boiler Room открыли свои мини-филиалы в трёх городах: в Нью-Йорке, Берлине и Лондоне. Здесь планируется проводить трансляции на высоком уровне. У каждой площадки есть свой куратор, ответственный за музыкальный лайнап на несколько недель вперёд. При этом команда сохранит изначальный формат: попасть на эти трансляции будет так же сложно, как и на самые первые выездные сессии BR.

В соответствии с «цыганским» духом мероприятия, города будут меняться каждые несколько лет. Таким образом, Boiler Room сможет стать частью действительно мировой музыкальной культуры, притом что сама концепция вечеринок так и будет подразумевать знакомство с новыми локальными артистами. Это весьма интересная стратегия, наглядно демонстрирующая правильность выбора пути развития организаторов BR — причём она даже не только про музыку. Скорее про то, как помочь миру перестать жить в прошлом и будущем, а сосредоточится на самом себе.