На этой неделе легенда панка Игги Поп добавил к списку своих заслуг и достижений ещё один пункт, прочитав лекцию о бесплатной музыке и пиратстве в эфире радио «BBC Music 6». Сложно придумать более неожиданного и одновременно подходящего лектора: с одной стороны, видеть Игги в рубашке уже непривычно, а с другой — кому, как не человеку, который стал символом свободы и рок-н-ролла и годами не зарабатывал ни копейки на своём творчестве, рассуждать о проблемах музыкального бизнеса и пиратства?

В этом выпуске «Особого мнения» мы собрали высказывания Игги Попа о воровстве, рекламе, коммерческом радио и других этических проблемах музыкальной индустрии.

 

Особое мнение: Игги Поп о бесплатной музыке в капиталистическом обществе. Изображение № 1.

 

   

Игги Поп

музыкант

   

К

огда мне перевалило за тридцать, я понял, что я нищий, я почти не способен выпустить альбом, а музыка превратилась в творческую индустрию. Только тот, кто умел работать в индустрии, получал возможность заниматься творчеством. Благодаря цифровым технологиям индустрия разрослась ещё больше, но теперь она почти полностью захвачена пиратством, поэтому на ней почти не зарабывают денег.

Я считаю, что Том Йорк сделал отличную вещь, когда выложил свой альбом в BitTorrent и позволил слушателям платить за него столько, сколько они посчитают нужным. Я хотел сказать: «Конечно, парень из BitTorrent — пират», но юристы сделали мне предупреждение, поэтому я скажу: «Конечно, парень из BitTorrent — друг пирата». Но все пираты рано или поздно хотят легализоваться, как и я когда-то хотел стать признанным музыкантом. Причины очевидны: если тебя долгое время считают вором или обманщиком, в какой-то момент продолжать своё дело становится всё сложнее. Очень хорошо, что Том Йорк способствует положительным переменам — он предлагает хорошую музыку по низкой цене напрямую тем, кому она не безразлична.

Капитал, как бы за ним ни гнались, никогда не ведёт за собой артиста. Всё наоборот: капитал преследует хороших артистов. Так что, если ты хочешь заработать денег — будь собой, не сдавайся, и деньги могут найти тебя сами. По крайней мере ты получишь то, чего ты стоишь, и будешь чувствовать себя лучше. Доверяй своей интуиции.

Действительно ли пиратство так сильно влияет на музыкальный мир? С этической точки зрения — да, хотя бы потому, что воровство разрушает людей. Но я не считаю, что это самая большая проблема музыкальной индустрии. Я считаю, что людям просто немного скучно, а ещё у них нет денег. Судить какого-то студента за скачанный им файл — это как сослать рабочего в Австралию за то, что он съел кролика своего хозяина. Я думаю, именно так чувствуют себя небогатые люди, которые просто хотят бесплатно посмотреть дерьмовое кинцо после изнурительной рабочей смены в сетевом супермаркете.

Если я хочу заработать денег на своей музыке, почему бы мне не продать её в рекламу? Это хотя бы честно. Каждая бесплатная медиаплатформа, которую я знаю, всегда служила либо пропаганде, либо рекламе, либо и тому, и другому. И это всегда отражается на контенте. Другими словами, на коммерческом радио крутят фиговую музыку. Фильмы, корпорации и телевидение начали повально лицензировать музыку потому, что они знают: их продукт не очень-то хорош, и нужно исправить это хорошей музыкой. И я только за, потому что именно благодаря телевидению передо мной открылись новые двери. Мою музыку начали крутить по телевизору до того, как радио дало мне шанс. Но это личный выбор и, как по мне, эстетический, а не этический. 

Источники: BBC MusicPitchforkGigwise