От священнослужителей мы привыкли слышать исключительно проповеди и наставления. Но находятся среди них и такие, которые рассказывают о ценностях веры в музыкальной форме, причём порой в довольно непривычной и не вяжущейся с образом священника. Мы вспомнили несколько таких примеров служителей различных конфессий, которые проповедуют через музыку.

 

Якуб Барчак

Польский ксендз Якуб Барчак считает, что с помощью хип-хопа сможет доказать молодёжи, что священник — это не просто строгий человек в рясе, далёкий от реальной жизни, а точно такой же житель современного мира, как и они сами. Поэтому святой отец из Вроцлава решил взяться за микрофон и, надо сказать, делает это вполне неплохо. На выходе у него получается классический восточноевропейский рэп, начитываемый хриплым голосом с зашкаливающим количеством шипящих.

При этом, надо отдать ему должное, в своих текстах Якуб старается не цитировать Священное Писание напрямую, разговаривая со слушателем на современном языке. Но основным библейским истинам и темам в его текстах всегда найдётся место, хотя и в несколько переработанном виде.

 

Максим Курленко

Чувашский священник Максим Курленко (а по совместительству бывший участник рэп-ансамбля EK Playaz), как и его польский коллега, проповедует с помощью хип-хопа. В своём проекте Nastoyatel он читает вполне предсказуемые вещи о вреде наркотиков и пользе жизни в соответствии с совестью и христианскими заповедями. В общем, ничего нового, как у большинства священнослужителей-музыкантов.

Если же абстрагироваться от религиозной составляющей и закрыть глаза на рясу, то на выходе мы получим довольно стандартный русский рэп без особых изысков в плане читки и музыки, порой сильно отдающий любительщиной, которой промышляют едва ли не 70 процентов современных молодых россиян. Видимо, годы обучения в духовной семинарии на пользу флоу не идут.

Видимо, отец Максим в конце концов сам понял, что рэпер из него получается так себе, и сосредоточился на других вещах: проект Nastoyatel был заморожен, и священник-рэпер нынче ведёт радиопередачу «С нами Бог», в которой доносит слово божье в более традиционной форме.

  

Иеродьякон Рафаил и «Сыновья России»

Ещё один православный священнослужитель, нашедший себя на музыкальном поприще. Выступает отец Рафаил как в составе группы «Сыновья России», так и сольно. При этом, если верить «Википедии», творчество иеродьякона благословил сам патриарх Кирилл, так что всё чинно и благостно.

Видимо, именно поэтому музыка у иеродьякона Рафаила не сильно молодёжная — смесь чего-то похожего на «Машину времени», бесхитростного патриотического рока и жалостливых дворовых песен. С другой стороны, с вокальными данными отца Рафаила хеви-метал не исполнишь (разве что только пауэр-метал), зато на простенькие три аккорда он ложится идеально, воскрешая в памяти слушателей благодатное время 1970–1980-х годов, когда на лавке под гитару исполнялись песни «Наташка, выйди погулять» и «Вот получим мы диплом». Тем не менее за сёрф-хит «Кто пчёлок уважает», ставший хитом в редакции FURFUR, можно простить любую безвкусицу в музыке.

  

Чезаре Боницци и группа Fratello Metallo 

Здесь мы подходим уже совсем к другому коленкору религиозного рока. Немолодой уже монах-капуцин Чезаре Боницци всегда был тесно связан с музыкой, ограничиваясь, впрочем, хиппанско-ньюэйджерскими экзерсисами в никому не известных ни тогда, ни сейчас проектах. Но как-то раз брат во Христе случайно оказался на концерте Metallica и заболелел хеви-металом всерьёз и надолго. Недолго сомневаясь (сатанинская музыка как-никак) брат Чезаре сколотил банду, получившую название Fratello Metallo, что на итальянском означает «Брат металл», и стал проповедовать в формате песен, на концертах не гнушаясь активно кидать козу.

Музыка, надо отметить, довольно разнообразна: от классического хеви- и пауэр-метала до чего-то похожего на итальянскую эстраду, но с примоченными гитарами и качовыми риффами. Да и сам Чезаре в своей рясе и с длинной седой бородой выглядит весьма органично в проблесках стробоскопов и клубах дыма. А уж когда он издаёт свой фирменный христианский гроулинг, так и вовсе хочется вместе с ним вознести хвалу Святой Троице.

 

Инок Иоанн (Джастин Марлер)

Человек, стоявший у истоков культовой стоунер-дум-банды Sleep, в своё время отошёл от метала и решил посвятить свою жизнь служению Богу. Джастин оставил мирские дела и отправился на север, в уединённый православный монастырь на одном из островов близ Аляски. Долгое время без творчества Джастин, а ныне инок Иоанн, жить не смог и начал записывать музыку, совершенно отличную от той, которую он играл раньше. Новое творчество инока Иоанна можно охарактеризовать как нечто среднее между психо- и дарк-фолком американского разлива, и оно действительно погружает в изменённое состояние сознания безо всяких дополнительных стимуляторов. Мастерство, как говорится, не пропьёшь (даже при неограниченном доступе к богатым монастырским запасам кагора).

Лепта Джастина в дело популяризации религии среди субкультурной молодёжи не ограничилась только музыкой: он принял посильное участие в создании ныне здравствующего православного панк-зина Death to the World, в довольно мрачной и весьма стильной манере рассказывающего о ценностях православной церкви.

Впрочем, долго монашеская карьера Джастина не продлилась: семь лет спустя он ушёл из монастыря, переехал в Техас, где стал голосом хард-рок-/дум-группы The Sabians, а позднее и вовсе скатился — заиграл весёленький рокешник в составе Shiny Empire.

 

Мэттью Фокс и рейв-мессы

Одиозная фигура в современном христианстве, священник Мэттью Фокс пытается реформировать церковь с рвением, достойным Мартина Лютера. Бывший католический, а ныне епископальный священнослужитель стал известен благодаря своим, мягко говоря, неортодоксальным взглядам на веру. Но в рамках этого материала для нас он интересен своими «космическими техно-мессами», представляющими собой самые настоящие рейвы, где вместо экстази — божественная благодать.

К слову, концепцию техно-месс быстренько переняли лютеранские священнослужители Скандинавии, которых хлебом не корми — дай привнести в протестантство что-нибудь новенькое. Правда, выглядят они всё равно более чинно и степенно, нежели оголтелые рейвы Мэттью Фокса с выплясывающими людьми предпенсионного возраста.

 

 

Хилмар Йорн Хилмарссон

Верховный годи (глава) исландской неоязыческой общины Асатру профессиональный музыкант и композитор, записывающий в числе прочего саундтреки к фильмам. Однако этот благообразный седой мужчина в своё время был вхож в круг так называемого эзотерического подолья Британии и даже успел поучаствовать в записи альбомов Current 93 и Psychic TV.

Сегодня о постиндустриальном прошлом верховного годи мало кто вспоминает, но шанса поработать на почве экспериментальной музыки Хилмар Йорн Хилмарссон не упускает до сих пор. Последней его большой работой стала экспериментальная опера Hrafnagaldr Óðins («Воронья магия Одина») совместно с группой Sigur Rós и исполнителем традиционных исландских песен-римуров Стейндуром Андерсеном. Получилось очень атмосферно и очень в духе старой скандинавской веры, постепенно находящей своё место в современном мире.