В Москве и других городах России начинают появляться ура-патриотические произведения настенной живописи, которые их создатели называют граффити. В то же время Департамент культуры и Дирекция массовых мероприятий помогают организации крупных фестивалей стрит-арта «Лучший город Земли» и «Артмоссфера». Уличные художники получают разрешение делать крупные работы на городских стенах — в основном это нефигуративный арт, без трансляции критического сообщения. Легализация стрит-арта амбивалентна. Мы собрали мнения куратора фестиваля, крупных российских стрит-артистов и представителей организации «Сеть», которые сделали «Есть вещи поважнее фондового рынка» и несколько других крупных работ, являющиеся политическим высказыванием, выполненным на деньги государства.

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 1.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 2.

Сабина Чагин

владелица галереи уличного искусства Street Kit, куратор «Лучшего города Земли» и биеннале «Артмоссфера»

Р

ешения насчёт работ принимаются комплексно. В «Лучшем городе Земли» у нас был экспертный совет, куда входят известные люди — например, архитектор Борис Бернаскони, один из основателей рекламного агентства FIRMA Даниил Сергеев. Эскизы художников отправлялись им на рассмотрение. Я занимаюсь развитием уличного искусства с 2008 года — тогда это ещё никому в Москве не было нужно, я общалась с художниками по всему миру, открыла галерею уличного искусства. Сейчас фестивали стрит-арта понадобились городу, что естественно для мегаполиса.

По определённому техническому заданию мы подбираем стены в городе — с тех пор как рекламы стало меньше, их стало больше. Подходят те, что выходят на улицу, набережную. Потом идёт процесс согласования с городскими управлениями, собственниками. Пишем письмо, ответ, как правило, приходит быстро — все довольно отзывчивы. Если нужно, фасад ремонтируем. Задачи художнику не ставим — он рисует. То есть песню никто никому не заказывает. Наше решение исходит из эстетических соображений: не интересны громкие политические высказывания, не допустима нецензурность. Это не граффити — монументальная живопись, мьюрал. Здания между художниками распределяются в соответствии с архитектурой — например, на Звонарской работа гармонично вписалась в исторический центр.

В рамках «Лучшего города Земли» было специальное направление — эпоха русской культуры XX века. Несколько стен было выделено под авангардные работы, посвящённые классикам — Булгакову, Маяковскому. Был неприятный случай, когда работа аргентинского художника Gualicho в Большом Сухаревском переулке была закрашена нами по решению Института экологии города. Они арендуют здание, и работа им не нравилась. По их словам, она оскорбляла их чувства — непонятно, чем и какие, но писали они очень активно. А так у жителей и прохожих, в основном, позитивная реакция. «Артмоссфера» — это новая история. Мы поняли, что должны делать мероприятие, которое объединит сообщество людей, станет толчком для культурного обмена.

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 3.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 4.

Андрей Adno

Калининград, автор работы размером в 13 этажей на Бибиревской улице, 19

Я

не разделяю легальное граффити и нелегальное. Я создаю пятна и просто вписываю их в городскую среду. Нагружать работы смыслом — удел искусствоведов. И зритель может их созидать. Процесс согласования работы с властями похож на рулетку — никогда не знаешь, какую работу одобрят. Был случай, когда эскиз моего знакомого не пропустили, увидев фаллический символ в красном треугольнике. К слову, это была просто графическая композиция без образов. Что касается критического месседжа работ, я бы не хотел, чтобы они становились ещё одним каналом пропаганды. И так вокруг одни критические сообщения о том, что жить вредно.

Технических сложностей исполнения для меня не бывает — всё можно решить. Если нет краски нужного цвета, можно использовать другую. Я считаю, что следить за сохранностью граффити — это лишнее. Уличное искусство развивается стремительно: всё актуальное сейчас становится неактуальным через год-два. В рамках фестиваля «Лучший город Земли» художникам предлагался список возможных объектов и каждый выбирал подходящий для себя. 13-этажный дом на Бибиревской — одно из тысяч типовых панельных строений. Для меня не имело значения, на какой именно из них рисовать, дом на Бибиревской был первым в списке.

Сейчас появляются пропагандистские полотна, но весь этот фарш не относится к стрит-арту, а уж тем более к граффити. Наличие баллона в руках не делает из человека художника. Всё закономерно: уличное искусство сейчас на подъёме, и его можно использовать как один из каналов пропаганды. Очевидно, что все эти патриотические извращения в виде криво выполненных монументальных работ выглядят как минимум пошло. Как максимум они раздражают обывателей и порождают более глубокую ненависть к тем, кто управляет страной.

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 5.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 6.

Алексей

один из участников украинской команды Interesni Kazki, авторов «Машины времени» на Садовнической улице, 78

Р

абота выполнена в технике мюрализм красками. Граффити — явление стихийное. От легализации оно ни выигрывает, ни проигрывает. Легализация создания мюралов на фасадах — явление очень положительное. Мировой мюрализм всегда был политически и идеологически окрашен. Примером этого служат работы Сикейроса, Диего Риверы или мюралы в Северной Ирландии. Однако то, что делается проектом «Сеть», выходит за рамки этики и здравого смысла. Мы следим за процессом превращения стрит-арта и граффити в России в очередной инструмент идеологической манипуляции власти населением. Мюрализм и граффити — публичное искусство, за которое очень хорошо цепляется взгляд обывателя. Особенно запомнилась работа, которую сделал один наш товарищ-москвич в Крыму на фасаде. Там изображен Путин, идущий в военной форме по зрелой пшенице на фоне голубого неба, то есть по украинскому пейзажу. И лозунги «Крым наш» рядом. Самое интересное, что товарищ сделал такой шедевр просто за гонорар, без идеологического порыва. Для меня это неприемлемо.

 

   

 

На фестиваль «Лучший город Земли» мы были приглашены Сабиной Чагин, согласовали эскизы заранее. В этом году нас пригласили снова, но мы были вынуждены отказаться от участия и объявить бойкот этому проекту, так как считаем его проправительственным.

   

 

Кстати, наша прошлогодняя работа «Машина времени» оказалась в каком-то смысле пророческой. Сюжет работы изначально был о путешествии во времени: мужчина и женщина были отправлены в прошлое (в эпоху динозавров), чтобы заново начать цивилизацию на Земле. Новую трактовку сюжета своей работы я увидел уже позже, в связи с той ситуацией, которая складывается сейчас в России, на мой взгляд. Две руки с рогаткой символизируют современное государство РФ, политик под синим стеклянным колпаком в руках красного робота — лидер государства. Мужчина и женщина, находящиеся под красными стеклянными колпаками, — народ. Руки с рогаткой отправляют посланника, держащего мужчину и женщину (народ), в прошлое, в эпоху динозавров, которая символизирует Советский Союз.

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 7.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 8.

Дмитрий Aske

художник, главный редактор интернет-журнала Code Red

Г

раффити — это псевдонимы райтеров или названия их команд, нарисованные и написанные на стенах и транспорте. Огромные рисунки на торцах домов лучше обозначать как уличное искусство, а ещё точнее — монументальная роспись. Хорошо, когда в работах художников есть позитивный посыл. Ещё лучше, если масштабная работа в общественном пространстве несёт в себе несколько посланий. Одно из них должно быть понятно всем прохожим, другие — оставлять пищу для размышлений.

Большинство уличных художников не вкладывают в свои работы критический посыл. На мой взгляд, их это не интересует. Во-вторых, чиновники вряд ли одобрят нанесение чего-то критического, разве что неодобрение вредных привычек. В-третьих, бывали случаи, когда художникам давали разрешение на работу, полагаясь на их авторитет, а затем закрашивали их произведения, содержащие в себе колкости. Причём происходило это не в России. А вообще, я считаю, что нужно не критиковать, а предлагать что-то конструктивное. Люди реагируют на работы по-разному. Это зависит от внешнего вида и содержания работы художника. Если рисунок яркий и понятный людям, то обычно все хвалят и благодарят. Бывает и наоборот. Абстрактные произведения часто вызывают недовольство. При этом даже в таких случаях всё можно решить, объяснив смысл своей работы. За граффити всегда следят. Как только оно появляется, его стараются закрасить как можно скорее.

Если говорить о монументальных работах уличных художников, то какие-то из них, постарев, не выглядят хуже, какие-то лучше обновлять. Например, на прошлогоднем рисунке итальянца Агостино Якурчи в Москве вместе со штукатуркой отвалился большой кусок работы. В таких случаях, конечно, стоит обновлять произведения. Только не очень понятно, кто этим будет заниматься. К граффити вроде «Крым и Россия вместе навсегда» и «Есть вещи поважнее фондового рынка» я отношусь так: хорошие работы, видимо, для улучшения облика города и демонстрации социальных улучшений, а плохие для патриотической пропаганды.

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 9.

 

В рамках «Лучшего города Земли» на улице Фонвизина появились три портрета — Родченко, Кандинского и Татлина в плакатной эстетике. Их рисовала команда Zuk Club. Два дома были снесены в конце декабря 2013-го — начале января 2014-го. В районных блогах на сайте «Большого города» был размещён небольшой некролог зданиям о том, что без них район стал совсем унылым. Работы про связь с культурными героями страны просуществовали только несколько месяцев.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 10.

Сергей Овсейкин

участник арт-группы Zuk Club

Ч

естно говоря, для нас нет разницы, легальное граффити или нелегальное. Мы делаем продукт и несём за него полную ответственность. Даже если он находится там, где его может лицезреть неподготовленный зритель. С властями мы сами не общаемся, для этого есть ряд организаций, которые предлагают различные городские объекты и темы рисунков. Как правило, всё сводится к «нарисуйте нам, пожалуйста, классный эскиз, который понравится чиновникам». Мы не любим работать с госзаказами, но они самые прибыльные.
В плане легального граффити, я считаю, необходима качественная подготовка стены включающая в себя очистку, грунт и покраску. После этих процедур рисунок держится на три-пять лет дольше. Наш европейский опыт показывает, что большинство иностранцев не экономят на качестве и по окончании росписи объекта покрывают рисунок эпоксидной смолой. В этом случае работа становится законсервированной на долгие-долгие годы. На Фонвизина портрет Кандинского до сих пор есть, хотя дом также в планах под снос. Мы узнали, что их снесут почти в одно время со стартом работ и уже решили не отказываться, так как необходимо было три глухих торца пятиэтажек. На тот момент это место было самым выигрышным. Обидно, когда работы исчезают, но нужно помнить, что стрит-арт — это прежде всего уличная история, а на улице своя анархия.

 

   

 

Мы не интересуемся политическими граффити, которые сейчас стали появляться. Для нас это очередной визуальный мусор на улице, на который со временем вырабатывается иммунитет. От граффити и стрит-арта там только взят инструмент — спрей с краской или кисть. Многие действительно думают, что это одно и то же. Но это не так.

   

 

Были разговоры о том, что работу «Крым и Россия вместе навсегда» сделали художники из общественной организации «Сеть». Потом ответственность за неё взял активист Александр Дягилев, однако она была удалена по инициативе «Архнадзора». Её представитель Андрей Новичков прокомментировал ситуацию: «В префектуре ЦАО мне был дан чёткий ответ, что они не согласовывали решение о появлении граффити „Крым и Россия вместе навсегда“. На следующий день после моего прошения работу закрасили. Мы в „Архнадзоре“ выступаем против граффити на объектах культурного наследия — никто не может менять архитектурный облик памятника. Я хочу, чтобы стрит-артисты внимательнее относились к исторической застройке — ведь ей можно нанести непоправимый ущерб».

 

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 11.

Как стрит-арт взаимодействует с государством: Отвечают кураторы выставок и уличные художники. Изображение № 12.

Анастасия Мельник

представитель общественной организации «Сеть»

Для нас граффити — форма общения, которая позволяет ретранслировать нашу идеологию и наши ценности посредством изобразительного искусства. Граффити уходит от вандализма, теперь это уличное искусство. Мы не работает с художниками на коммерческой основе. Цель проекта «Сеть» — за десять лет вывести на мировую медийную арену десять лиц-брендов от путинской России, пропагандирующих наш образ жизни, наши ценности, создающих наши правила.

Первые участники «Сети» — это начинающие активисты, дизайнеры, лидеры общественного мнения, художники, общественники, молодые писатели и режиссёры, разделяющие новый политический курс президента. Поэтому мы помогаем молодым людям проявить себя, а уж краску и кисти для творчества мы им предоставим. Автором работ «Вернули своё», «Юра, мы исправились», «Есть вещи поважнее фондового рынка» в Москве является Константин Степанов. Нам важно разделять оппозиционные России взгляды и представлять их модно — как это происходит с граффити.

Художники проекта «Сеть» в своих произведениях пропагандируют традиционные русские ценности и консервативную русскую идеологию. Такая форма проявления творчества — это больше, чем искусство, это настоящие новые медиа, разговаривающие со зрителем не через экран телевизора или монитора компьютера, а с помощью стены собственного дома или офиса. Конечно же, работы наших художников будут появляться на улицах наших городов. Мы согласовываем все работы. Последняя работа «Есть вещи поважнее фондового рынка» согласована с Управой Красносельского района — они разрешили проведение художественных работ на торцевой части здания. Это работа о том, что в западной культуре во главу угла ставился доход, а у нас — честь, там — бережливость, у нас — щедрость, там — комфорт, у нас — подвижничество.

Мы живём в эпоху, когда пишется история на столетия вперед. Её пишет Путин. Воссоединение России с Крымом и Севастополем — начало воссоединения с собой каждого из нас, воссоединения с тысячелетней Россией, русским миром, многовековым делом семьи. Граффити призвано напомнить москвичам и гостям столицы, что для каждого из нас есть вещи поважнее фондового рынка. Экономика многих стран зависит от состояния фондового рынка, весь мир пристально наблюдает за состоянием рубля и отношением его к доллару. Однако «Есть вещи поважнее фондового рынка» — на наш взгляд, это именно то, что хочет сегодня сказать Путин и его команда, а мы, в свою очередь, ретранслируем эту мысль с помощью уличного искусства.